Национальная авиакомпания Air Astana, чьё имя ассоциируется то с высокими стандартами сервиса и стабильностью, то с баснословными ценами на билеты вдруг оказалась под обстрелом депутатской критики.
На недавнем заседании Мажилиса народные избранники устроили буквально показательную порку ее бессменному руководителю Питеру Фостеру, обвиняя авиакомпанию в высоких ценах на билеты, регистрации флота за границей и «плохом управлении». Однако, если взглянуть на факты, складывается впечатление, что такая атака больше связана с популизмом и предположительно политическими интересами, чем с реальными проблемами компании. Предлагаю вместе совершить аналитический полет, сотканный сугубо из публичных аргументов и фактов. Пристегивайте ремни, мы начинаем.
Air Astana – «наш или не наш»?
Базирующаяся в Алматы авиакомпания была создана как совместное предприятие Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» (51 %) и британской компании BAE Systems PLC (49 %), и начала выполнять коммерческие рейсы 15 мая далекого 2002 года. И это практически копипаст строчек из Википедии, которую, видимо, не удосужились прочитать наши депутаты хотя бы в интересах подготовки к заседанию. Авиакомпания, как и ее флот, никогда НАШЕЙ не была, казахстанское участие в ней мажоритарное. И тот самый, не побоюсь этого слова, лизинг, о котором так громко возмущались депутаты, если говорить по-простому — аренда, начался в том же лохматом 2002.
К слову, в авиации лизинг используется для приобретения воздушных судов и их компонентов. Большинство авиакомпаний, включая Air Astana, используют лизинг для управления своим парком самолётов. Это позволяет снизить финансовую нагрузку, быстро обновлять флот и сохранять гибкость в управлении парком в условиях изменения рыночной ситуации. Таких как санкции, например.
Нашим аборигенам нужно бы признать, что Air Astana, несмотря на критику, действительно является одним из наиболее устойчивых и успешных активов Самрука. Все ведь познается в сравнении, верно? В портфеле у фонда национального благосостояния есть еще как минимум КТЖ и Qazaq Air! Или, как говорят у казахов, жыламаған балаға емшек жоқ?
Если же депутатам не хватает энергии искать, к чему докопаться, так мы с удовольствием поможем. С 2022 года компания превратилась в лидера авиационной отрасли Центральной Азии. В 2024 году Air Astana провела успешное IPO, привлекла $370 млн, из которых $120 млн направлены на развитие. Денежные резервы компании выросли до 228 млрд тенге к концу года. Подписаны контракты на лизинг современных самолётов, включая Boeing 787 и Airbus A321LR, которые позволят авиапарку оставаться одним из самых молодых в регионе — средний возраст флота составляет около 5 лет. И вот здесь депутаты могли бы спросить, мол, Air Astana, конечно, на сайт финансовый отчет выложила, но расскажите, почему такое колебание оценки компании? После IPO в феврале 2024 года рыночная капитализация компании
оценивалась примерно в $847 млн, однако позднее наблюдались значительные изменения. Что это? Коррекция рынка? Отток инвестиций? Что за турбулентность за бортом, как представители мажоритарного акционера желаем-с знать!
Следует признать, что Air Astana регулярно получает высокие оценки в международных рейтингах, таких как Skytrax, и выполняет “социальную миссию”, выполняя нерентабельные рейсы в малые города, обеспечивая транспортную доступность регионов. И здесь бы включить в себе Шерлока Холмса нашим депутатам, выяснить с местными исполнительными органами, насколько рентабельно/нерентабельно, что сделать можно, как оптимизировать… Но с барского плеча ведь легче субсидировать любой нерентабельный даже автобусный маршрут. И простите меня, но снова хочется вставить меткое казахское: аяйсың ба үкіметтің затын?
Давайте добавим к этому ещё одну точку для размышлений. Компания регулярно выплачивает значительные суммы налогов в бюджет страны, включая корпоративный подоходный налог и другие обязательные сборы. Но как соотносятся эти суммы с полученными субсидиями и льготами? Если Air Astana настолько успешна, то зачем она нуждается в дополнительной поддержке от государства? Или, наоборот, если без этого не обойтись, почему не рассказывать об этом честно? И опять — где прозрачность? Как любят говорить в таких случаях, что-то тут не сходится.
Ұзын сөздің қысқасы – не за что Эйр Астану ругать почем свет стоит, если нам не рассказываете о причинах. И это ни разу не попытка защитить Фостера-мырза, который, своей лучезарной подчеркнуто вежливой британской улыбкой так славно потрепал нервы нашим «неаборигенам» от Мажилиса, что они забыли все правила этики и политкорректности. Сколько моих финансово благополучных знакомых улетают греть кости через солнечный Ташкент, потому что билеты Эйр Астаны намного дороже. Если ругать их за некую монополию — так АЗРК их штрафовали, компания все выплатила. Мелочь, а приятно!
Ну да, я тоже до сих пор не понимаю цель создания так называемого лоукостера FlyArystan. Держу в уме любимую народную присказку про кобеля и суку, но, к моему великому сожалению, без публичных ссылок или хотя бы качественных өсеков (по-модному это называется «инсайдерской информацией») сказать по этому поводу нечто капитального не могу. Остается только перефразировать Шекспира: билеты реально дорогие, хоть лоукостером зовись, хоть нет.
Что это было?
Но зачем же тогда депутаты так активизировались? Быть может это просто удобный способ заработать политические очки? Высокие цены на билеты — это всегда больная тема, особенно для жителей регионов. Возможно это театрально выверенная демонстрация контроля: показать, мол, мы держим национальные компании под жёстким надзором. Чтобы мы по Крылову одобрительно зашушукались: «ай Моська, знать она сильна, раз лает на Слона!»
Легко впечатлять народ, которому не то что специфика авиационной отрасли, базовая финансовая грамотность не знакома. Поругать белого господина с криком «все распродали» для измученного жаждущего зрелищ народа – услада глаз и музыка для ушей.
И да не оставим ни одну колонку без подозрений в мировых заговорах — что поделать, в такое время живем — магическое мышление, все дела. Итак, возможно это вторичная выгода? Такие выступления могут быть использованы для лоббирования новых субсидий, поддержки конкурентов Air Astana или даже перераспределения бюджетных потоков. Здесь покажет только время, смену которого мажилисмены деликатно предпочли не заметить. Это же не риторической плеткой размахивать, здесь конкретика нужна.