Если наш областной театр имеет долгую историю и устоявшиеся традиции, то цирк делает только свои первые шаги – прошло всего три года со дня открытия «Онтустик цирка». Начинать практически с нуля всегда тяжело, но вместе с тем очень интересно. И если театр, как принято говорить, начинается с вешалки, то с чего же начинается цирк?
Этот вопрос я задала заместителю директора «Онтустик цирка» Баян Айтимбетовой, которая, не задумываясь, выпалила: «Конечно, с дисциплины! Без жесткой дисциплины цирка быть не может. У наших артистов профессия опасная, связана с риском для здоровья. И неподготовленных мы на арену просто не пустим».
А еще цирка не может быть без полета фантазии. Современного человека в век прогресса и нанотехнологий удивить очень сложно. И, придумывая номер*, артист любого жанра испытывает муки творчества. Новые идеи летят со всех сторон. Например, воздушные акробаты, чтобы усовершенствовать и сделать свои выступления более экстремальными (до состояния «в зобу дыханье сперло»), специально заказали в Узбекистане семиметровый перш*. А наблюдать за тем, как работают на перше, причем без страховки, – зрелище не для слабонервных. Даже униформисты*, поработав некоторое время на манеже* и понаблюдав за работой артистов, запускают свой «моторчик идей». Что тут говорить: творческий процесс захватывает в цирке всех!
Когда наш цирк только открылся, шымкентский зоопарк передал на баланс (странно как-то звучит) маленьких львят и медвежат. Сегодня «мохнатым и косолапым» уже по 2-2,5 года. Это полноправные члены большой артистической семьи, поднаторевшие в цирковом деле. Однако животных мне увидеть не довелось, хотя желание было огромным. Дело в том, что медведи и львицы сейчас находятся в «загранке» – выступают в большой шоу-программе в Турции. Впрочем, не встретилась я и с воздушными акробатами. Они своим мастерством поражают китайских зрителей. Правда, номер с першем, как пообещали в администрации, наши зрители увидят первыми.
Зато, сидя на краешке барьера*, с удовольствием понаблюдала за тем, как рождается новый номер с голубями. Признаюсь, лично у меня не хватило бы на это терпения. Оказывается, только для того, чтобы научить голубя прилетать на специально обозначенное место, на дрессировку уходит около месяца. Теперь представьте, сколько времени надо, чтобы подготовить полноценный номер. К слову, голуби здесь не простые, а… разноцветные! Как пасхальные яички: красные, желтые, зеленые, голубые и фиолетовые! Дрессировщики мне объяснили, что делают это для большего эффекта. Краску используют пищевую, и она не опасна для питомцев. По мере отрастания перьев птица приобретает свой естественный окрас.
А буквально на днях в нашем цирке случилось новое пополнение. На Международный день цирка поклонники подарили двух коней. И если раньше для джигитовки цирк арендовал скакунов, то теперь есть свои – цирковые. Значит, не зря на манеже уложена писта*.
Сегодня воспитанники «Онтустик цирка» проходят обучение в Алматинском цирковом колледже. Министерство культуры Казахстана по просьбе администрации цирка выделило гранты. Кроме того, у нас сегодня на постоянной основе работают артисты из московского и узбекского цирков, параллельно обучая наших. А буквально на прошлой неделе был подписан меморандум о сотрудничестве с Астанинским и Алматинским цирками, что открывает новые перспективы.
И еще, по секрету скажу (я совершенно случайно увидела обсуждение рекламного флайера), что «Онтустик цирк» готовит шымкентцам большой сюрприз – новую программу, которая задумана в духе легендарного цирка «Дю солей». Те, кто знаком с творчеством «Дю солей», знает, что это не цирк в привычном понимании, а театрально-цирковая постановка с хорошо продуманным сценарием и режиссурой. И особенно хочется отметить, что это будет первая подобная программа в Казахстане.
Татьяна БУРДЕЛЬ
P.S. Коллектив «Онтустик цирк» просит отозваться Настеньку Баданину, которая принимала участие в конкурсе рисунков и сочинений на тему «Цирк». Настенька, вы заняли третье призовое место и вас ждет приз: два билета на театрально-цирковое шоу «Джунгли». Обратитесь по телефону 39-17-64.
СЛОВАРЬ
*Перш – это высокий шест, по которому взбираются акробаты и на определенной высоте делают свои трюки.
*Униформисты – рабочие, обслуживающие цирковую арену во время представления и на репетициях.
*Манеж – слово, образованное от французского manege – выездка. Манеж круглой формы был впервые установлен в 1807 году в парижском цирке Франкони.
*Барьер – неотъемлемая часть манежа высотой 50-60 сантиметров и шириной 40-50 сантиметров.
*Номер – это отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковой программе одним или несколькими артистами. Интересно, что сам термин «номер» первоначально, когда только зарождался стационарный цирк, означал порядок актерских выходов на манеж.
*Писта – край манежного грунта шириной 33 сантиметра, приподнятый около барьера над остальным грунтом. Он не дает лошади, которая всегда бежит с наклоном к центру манежа, бить ногами по стенкам барьера, нарушая правильность наклона и темп бега.