Отрарские хроники: история взлетов и падений

За нешуточными текущими страстями по поводу коронавируса мы вроде как и забыли, что весь этот год проходит под знаком 1150-летия великого ученого и мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Может, кому-то это и простительно, но не нам.

аль-Фараби

Потому что родился аль-Фараби на нашей южноказахстанской земле. А именно – в селении Весидж, почти рядом с Отраром…

Никогда не забуду одного эпизода из своей трудовой деятельности. В начале 90-х годов в Шымкент приехала группа американцев. Их разместили, как водится, в гостинице Восход – единственное тогда приличное по сервису временное пристанище для интуристов… Я оказалась тогда в группе встречающих – в качестве администратора. Для американцев была продумана культурная программа, один из пунктов которой было посещение Отрара. Дело было жарким летом.

музейТак вот, группа уехала, а мы с ужасом ждали – вернутся ли наши неподготовленные гости живыми? Ведь на территории городища – ни деревьев, ни хоть какой-нибудь тени… Не хватит ли там изнеженных американцев солнечный или тепловой удар? В общем, сидим в холле, вооружившись холодными напитками, ждем, трепещем… Но вот, возвращаются. Да уставшие, да измученные. Припали к напиткам, как потерпевшие… Но, знаете, какую первую фразу вымолвила одна американка? «Вы, – говорит, – счастливые люди… У вас такая древность под ногами – по черепкам истории ходите, как по Бродвею»… Сказала, может, и не так цветисто, но за смысл ручаюсь. Мы тогда даже возгордились. Но потом устыдились. Никто из нас на то время на останках Отрара ни разу не был, да и его истории толком не знал… Вот с тех пор я и заинтересовалась Отраром и поделюсь тем, что удалось узнать…

ХРОНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Отрар занимает одно из самых почетных мест в историко-культурной иерархии Южного Казахстана. Он был Своим городом и для земледельцев, и для кочевников-скотоводов. Это объясняется его особым географическим положением. При впадении Арыси в Сырдарью он являлся центром большого земледельческого района. А вблизи предгорий Каратау располагалась одна из опорных крепостей кочевников. В общем, Отрарский оазис или округ Отрар-Фараб всегда занимал на юге Казахстана важное «узловое» значение на Великом Шелковом пути…

Возникновение Отрара как населенного пункта относится к первым векам нашей эры – значительно ранее начала 9-го века, когда он был впервые упомянут в письменных источниках. Первые раскопки в Отраре предприняли члены Туркестанского кружка любителей археологии из Ташкента в 1904 году. Они сразу же собрали небольшую коллекцию керамики, древних кирпичей и несколько десятков медных монет. На этом раскопки были прекращены, и лишь в конце 40-х годов археологическая экспедиция во главе с профессором А. Н. Бернштамом провела здесь небольшие разведочные работы. В 1969 году Отрарская, а позже Южно-Казахстанская комплексная экспедиция всерьез занялась исследованием городища Отрартобе.

Формат статьи не предполагает подробное рассмотрение археологических находок в Отраре. Однако, приведу основные выводы ученых о жизненном укладе города в период с 11 по 12 век. Отрар в те времена занимал территорию 200 гектаров и был тесно застроен домами, которые были разделены по кварталам. На полах домов устраивались очаги в виде вкопанных керамических жаровен. В городе работала канализация – санитарно-гигиенические узлы были обязательной принадлежностью каждого дома! В рабаде Отрара, у ворот в центральную часть города, обнаружили общественную баню. Температура, влажность или сухость воздуха в разных помещениях бани регулировались сложной системой теплопроводов, вентиляционных отсеков, обогревателей и охладителей. Кстати, отрарская и туркестанская бани – абсолютные аналоги! Именно они и послужили моделью восточной бани в известном оздоровительном комплексе «Арасан» в Алматы…

В рабаде также были найдены более десятка производственных мастерских, объединенных с жилыми помещениями. Там изготавливались керамические кувшины, двуручные горшки, игрушки, фигурки животных, свистки и прочие изделия небольших гончарных форм… Ученые доказали, что в Отраре несомненно существовала вполне развитая цивилизация. Об этом свидетельствуют и другие находки – чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Поэтому не случайно возникла легенда о существовании в Отраре огромной библиотеки – второй в мире по числу книг и рукописей – после знаменитого Александрийского книгохранилища…

ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Благоденствие Отрара – как и многих других Среднеазиатских городов – было прервано фатальным монгольским нашествием. Незадолго до него город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской «делегации» удалось спастись только одному погонщику… Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайрхан (Гайир-хан). Сей «демарш» был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной»… Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако Мухаммед, в ответ, приказал казнить монгольского посла… Вот так, если верить летописям, и началось противостояние…

Осенью 1219 года монголы – во главе старшего сына Чигисхана Джучи – подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они (монголы) разбили свои палатки вокруг города. В распоряжении Кайрхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска. Кайрхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену. Когда он посмотрел вперед, то прикусил палец от удивления перед открывавшимся видом… Насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск… Воздух был полон криков и шума (создаваемого) ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов. Монгольская армия расположилась кругами вокруг крепости»…
При таком положении дел гарнизон мог сопротивляться только пять месяцев. Тогда Карача спросил Кайрхана о возможности покориться и сдать город монголам. Но тот знал, что он сам был причиной этой беды, и знал, что монголы ни за что его не пощадят. И решил сопротивляться из последних сил…

Отрар

Опять процитирую хронику: «Вражеское войско вошло в город ночью через ворота, открытые предателем… Все виновные и невиновные жители Отрара, как покрытые чадрой, так кулахом или тюрбаном, были изгнаны из города как стадо баранов, а монголы разграбили все вещи и имущество их, какое они могли найти… Кайрхан вместе с 20 тысячами храбрых мужчин нашел убежище в цитадели… И так борьба продолжалась до тех пор, пока остался в живых только Кайр и еще два других… Монгольские воины зашли в цитадель и загнали его (Кайра) под крышу, но он с двумя своими товарищами все еще не сдавался… Между тем его товарищи приняли мученическую смерть, а у него самого не осталось оружия. Тогда девушки стали передавать ему кирпичи из стен дворца, но он все-таки попал в ловушку захвата, был связан и закован в цепи.

Цитадель и стены были сравнены с землей, и монголы удалились, а тех из простолюдинов и ремесленников, которые избежали меча, они увели с собой»… Кайрхана же доставили в ставку Чингисхана. Там его, за личную отвагу и мужество, подвергли почетной казни – «расплавили серебро и влили ему в уши и глаза»…

«ПОСТМОНГОЛЬСКАЯ» ХРОНИКА
Многие города, покоренные монголами, так и не смогли восстать из пепла. Но Отрар сумел подняться. Даже в составе монгольской империи – в смутные годы борьбы чингизидов за власть – он становится важным политическим и экономическим центром в бассейне Сырдарьи. К середине 13-го столетия Отрар превращается в крупный торговый город на пути с Запада на Восток. Здесь чеканятся собственные монеты, имевшие широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. Здесь строятся крупные общественные и культовые сооружения…

Во второй половине 14-го века территория Южного Казахстана была включена в империю «железного хромца» Тимура (Тамерлана). Именно при нем была начата постройка грандиозного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. В Отраре же с именем Тимура связывают мавзолей над могилой учителя Ходжи Ахмеда – Арыстан-Баба (Арслан-Баб). При нем же в городе была построена соборная мечеть, и даже смерть свою, по легенде, Тимур нашел в 1405 году в одном из дворцов Отрара…

Отрар – это город. А Отрарский оазис – целая страна, в которой насчитывалось более 150 городов, крепостей, укрепленных селений, соединенных между собой цепью караван-сараев. По расчетам специалистов в пору расцвета здесь проживало почти 250 тысяч человек, что по средневековым меркам совсем немало… О плотности населения в этом регионе говорит дожившая до нас пословица: «Кошка, если захочет, от Отрара до Сайрама доскачет по крышам домов»… А ведь расстояние между этими древними городами было приличное – четыре дневных караванных переходов…

Отрар

Казалось бы, существование древнего Отрара – это сплошная цепь войн, «оккупаций», разрушений и человеческих потерь… Однако история, словно повинуясь какой-то свыше ниспосланной логике равновесия, передала потомкам драгоценнейший дар мудрости и гуманизма. Именно в Отраре родился «Аристотель Востока» – великий Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби…

Елена ЛЕТЯГИНА

В статье использованы фото из открытых источников

Реклама