Интеллектуальная дуэль между двумя школами – 107-й гимназией и лицеем №89 – прошла в Шымкенте. Главной особенностью мероприятия под названием «Мост дружбы» стало участие в баталиях как самих учеников, так и родителей, и учителей.
МОСТ ДРУЖБЫ
«Я хочу сейчас обратиться ко всем ученикам и учителям из 89-й школы, к нашим дорогим гостям: чувствуйте себя в нашей школе, как дома. Я очень надеюсь, что наши стены будут для вас родными», – так напутствовал гостей Бахадыр Нуралиев, директор школы-гимназии №107, где проходило само мероприятие.
«Между нашими школами был заключен меморандум, в рамках которого и проводится сегодняшняя акция «Мост дружбы». Мы решили провести это мероприятие для того, чтобы наши дети стали ближе друг другу, чтобы сохранять главное достояние Казахстана – мир и согласие между народами. Бережно относиться к этому дети должны учиться в процессе воспитания и обучения», – сказал директор.
Состязания прошли между учениками с четвертого по 11 классы. В некоторых дисциплинах соревновались и педагоги. А пока участники состязаний выясняли, в какой школе самые умные и спортивные ученики и учителя, родители обменивались уникальным опытом – как организовать работу родительских университетов. Отметим, что в школе-гимназии №107 такой университет действует несколько лет, а в конце года лучшие слушатели получают сертификаты.
«Это уникальное мероприятие, – поделился своим мнением председатель родительского комитета школы-лицея №89 Махамеджан Илимсариев. – Мы, родительский комитет школы №89, тоже ведем определенную работу, но здесь существует уникальная модель триединства школы, родителей и учеников. Конечно, у нас тоже есть свой опыт воспитания подрастающего поколения. В ходе обсуждения мы обмениваемся своими наработками, и это для всех очень хорошая возможность поучиться».
Победителями в разных номинациях стали ученики и педагоги обеих школ, чем подтвердили название интеллектуальной дуэли – «Мост дружбы». Победила не только дружба, но и каждый участник, независимо от того, школьник это, учитель или родитель.
ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ
В этот же день в шымкентской гимназии №107 прошла необычная выставка. Роботы, модели самолетов и вертолетов, красивейшие картины и даже макет «Байтерека» – все это сделано руками школьников. Модель вертолета для выставки пятиклассник Диёрбек Абдуганиев сконструировал за несколько дней. Как говорит мальчишка, к увлечению авиамоделированием его пристрастил педагог. «Мой учитель заметил, что мне очень нравится делать что-то необычное. Обратил внимание на мои рисунки и помог собрать первый самолет. А этот вертолет я уже собирал сам».
Дилшод Юнусметов с удовольствием демонстрировал принцип работы своего «Байтерека». Модель, рассказал школьник, он собрал из подручного материала.
А пока «Байтерек» сияет огнями, по парте важно вышагивает робот, собранный из проволоки и фанерных планок. Сделал его восьмиклассник Самандар Ниязкулов. Он говорит, что робототехникой увлекся с первых уроков физики: «Наш учитель физики на уроках всегда все так интересно объясняет, а еще помогает использовать знания на практике, в кружке робототехники. На сборку этого робота у меня ушел один день. Теперь думаю собрать что-нибудь посерьезнее».
Кстати, были на выставке и такие экземпляры чудо-техники-электроники, которые после небольшого усовершенствования вполне могли бы пополнить арсенал любого шпиона-любителя. Только представьте: маленький прибор, установленный на головку зубной щетки, очень быстро и бесшумно передвигается по заданной траектории!
О серьезной выставке уже мечтает Шарифбай Куралбаев. Талант к живописи в нем также разглядел педагог. «На уроках рисования учитель заметил, что мне нравится рисовать, что я все время делаю наброски, и предложил походить в кружок. Все работы здесь сделаны моими друзьями. А парусник нарисовал наш учитель», – рассказал Шарифбай Куралбаев.
Спортивные секции, рисование, авиамоделирование, робототехника, вязание, работа с деревом и глиной – занятия во всех этих кружках проводятся бесплатно. А грамотные педагоги умеют вовремя заметить талант ребенка. К слову, сами педагоги предпочитают оставаться в тени. Главное, говорят, чтобы все узнали об их детях.
ИСТОРИЯ – ДЕЛО ТОНКОЕ
А теперь добро пожаловать в школьный музей. Здесь можно увидеть макет села Сайрам, который сделали своими руками учителя школы, ученики и их родители. Отдельная комната отдана под экспозицию истории древнего Сайрама. Заполнили ее подлинными кувшинами и другими керамическими предметами, которые жители Сайрама находили у себя на огородах всего на метровой глубине. Свое место занимают материалы об основателях школы, людях, внесших своей вклад в развитие Сайрама, героях Великой Отечественной войны. В музее собрана экспозиция, по которой можно отследить историю древнего села едва ли не со дня его основания и до того момента, как Сайрам вошел в городскую черту.
«Наш музей был основан в 80-х годах прошлого века. Его фонд пополняется до сих пор, ведь каждый день дарит нам какие-то удивительные события. Мы все это собираем, структурируем и с удовольствием приводим сюда гостей не только нашей школы, но и всего района», – рассказал смотритель музея Нуралы Мирхайдаров.
Впрочем, о бережном отношении к истории своей школы, района и всей страны говорит и оформление коридоров. Честное слово, такого я еще не видела ни в одной другой школе – по всему коридору развешаны растяжки, посвященные участникам Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам.
Нередко можно услышать: «Дети сейчас другие. Они жестокие, не знающие жалости. Им нет дела до старших…» Продолжать этот перечень упреков можно бесконечно.
А можно просто прийти в школу и поучиться хотя бы десятой части того, что делает ее коллектив для каждого из около двух тысяч своих детей.
Саида ТУРСУМЕТОВА