Конец апреля – первая декада мая – время, когда по всей стране практически одномоментно начинают «вспоминать» о ветеранах. Фронтовиков – из числа тех, кто еще ходит, наперебой приглашают на торжества, организованные в их честь, угощают солдатской кашей, одаривают подарками-цветами. Новостные программы телеканалов в эти дни будут забиты похожими как две капли воды сюжетами о чествовании ветеранов – в районах, городах, области, республике.
Глядя на все это, невольно, что называется, на подсознательном уровне, начинаешь отмечать за праздничными столами один и тот же ряд лиц ветеранов. И дело не в том, что их мало осталось. И в прежние годы, когда фронтовиков было значительно больше, и тогда вниманием властей были обласканы почти одни и те же люди. Наверное, они это заслужили. И даже не наверное, а точно – заслужили, лацканы их пиджаков увешаны солидным количеством орденов и медалей, они охотно, не робея, делятся «на телекамеру, на микрофон» своими воспоминаниями о том, какой нелегкой ценой далась Победа. Но… Согласитесь, это же еще не все ветераны. Есть еще сотни-тысячи участников трудового фронта, как мы сейчас говорим – «тыловиков», которым В ТЕЧЕНИЕ ГОДА никто ни разу не позвонил из районного совета, не говоря уже о городском или областном объединении ветеранов, какой-нибудь школьной, молодежной организации. Пройдут праздники, и эти забытые, не обласканные вниманием властей люди будут звонить нам, журналистам, и жаловаться на равнодушие, холод, с которым они столкнулись: «Хоть бы открыточку, хоть бы цветочек, хоть бы позвонили…»
Ветеранов войны в Шымкенте осталось, уже страшно сказать, всего несколько десятков. Хорошо, если сотня к 9 Мая наберется. Большая часть из них уже не выходит из дома. И труженики тыла – это тоже «уходящая натура». И они не должны быть обделены вниманием.
Слава Всевышнему, в нашей стране нормальное, правильное отношение к Великой Отечественной войне, к ее итогам, к подвигу простого солдата. Подобное сегодня сохранилось не везде, включая бывшие союзные республики. Тем более надо так организовать работу, чтобы стал действенным лозунг: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»
Помнится, два-три года назад на одном из крупных совещаний по подготовке к празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне чуть ли не первым пунктом значилось предложение: «Закрепить шефство школ, вузов, колледжей за каждым ветераном!» И что?! Да ничего! Дальше предложений дело не продвинулось.
… Не могу забыть звонка одного читателя, он обращался к нам в редакцию год или два назад. Он сын фронтовички. Мама находилась на его попечении, была уже на «лежачем положении». Мужчина спрашивал в отчаянии: «Помогите пристроить маму хоть на недельку куда-нибудь в больницу или дом отдыха. Я так устал с ней, из-за мамы, точнее ее болезни, от меня давно ушла жена. Мне самому нужен отдых, хотя бы на несколько дней…» Чувствовалось, что человек этот весь эмоционально выгорел, был на грани срыва.
А что мы? Мы дали координаты нескольких организаций, наивно полагая, что уж там-то ему помогут. Он нам не перезвонил. Хочется верить, что смог найти возможность отдохнуть хотя бы несколько дней…
Где наши общественники-волонтеры, где шефство, где социальные работники? Ведь тыловики тоже заслужили к себе внимание, какое-то участие в их судьбе. Нет, право же, не трудно сесть за рабочий стол и, что называется, списочно закрепить, «пристроить» ветеранов к той или иной школе, организации. Эти ветераны уже в таком возрасте, что очень болезненно реагируют на невнимание к ним. Оно их ранит, а кого-то, возможно, медленно убивает.
Мы все в неоплатном долгу перед ветеранами. Не будь их ратного и трудового подвига, не было бы нас, тем более – этого мирного неба над головой.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА