«Рабочие моменты» экс-председателя Союза кинематографистов Игоря Вовнянко в Шымкенте

396

На днях Шымкент посетил известный оператор, кинорежиссер, драматург, лауреат Государственной премии Республики Казахстан и независимой премии «Тарлан», заслуженный деятель РК, экс-председатель Союза кинематографистов Республики Казахстан Игорь Александрович Вовнянко. Специально для наших читателей Игорь Александрович согласился дать интервью.

– Игорь Александрович, вы к нам в гости или с рабочим визитом?

– Ехал в гости, но получилось и рабочие моменты захватить. Я не первый раз в Южном Казахстане. Достаточно хорошо знаю эти места со всех точек зрения в силу своей профессии. Я имею в виду и географию, и архитектуру, и памятники культуры. Приходилось здесь работать. Мы проводили в Шымкенте и фестиваль анимационных фильмов. Это было как раз тогда, когда я заступил на должность председателя кинематографистов Казахстана. У вас, кстати, здесь очень хорошая база, и город мог бы стать центром анимационного кино страны. Почему нет? Студий хватает, опыт проведения фестивалей уже есть. Мне кажется, что проведение этого фестиваля стоит реанимировать. Кстати, сегодня с Керимбеком Ниязбаевым, руководителем студии «Жебе», проезжали мимо выставочного зала, и я подумал: «А почему бы не показать шымкентцам свою фотовыставку…» Знаете, за время своей деятельности у меня скопилось очень много фотографий из разных уголков Казахстана. Французы уже видели мою выставку, надо, чтобы и у шымкентцев была такая возможность. Среди работ много фотографий, сделанных у вас на юге. Фотографией я занимаюсь давно и увлеченно и в перерывах между работой обязательно фотографирую. И у меня собралась довольно весомая коллекция. Сейчас я готовлю «Антологию этноархитектурной и ландшафтной культуры Казахстана». Все то, что на сегодняшний день сохранилось, независимо от того, в какой форме, я решил зафиксировать. Всего около 10000 снимков. В ближайшее время мы приступим к созданию альбома. Кстати, этот альбом станет хорошим подарком гостям, которые приедут к нам на выставку ЭКСПО-2017. Причем кроме фотографий к альбому прилагается еще диск с качественным видеорядом. Сами понимаете, я ведь оператор…

– Ваша мама была доктором медицинских наук, отец служил главным инженером-технологом на заводе. Почему вы не выбрали для себя путь одного из родителей, а решили стать оператором?

В гостях ТК «Отырар TV» побывал экс-председатель Союза кинематографистов РК Игорь Вовнянко
Асанали Ашимов, Игорь Вовнянко.

– Знаете, мне с детства нравилось, как сейчас принято говорить, «шоу». Я всегда что-то организовывал, выдумывал, собирал детей вокруг себя. Короче говоря, был массовиком-затейником и очень деятельным. Я даже перевелся в старших классах в вечернюю школу, чтобы появилась возможность работать. Устроился простым рабочим на студию «Казахфильм». Кем я там только не работал, но мне было очень интересно. Мир кино меня увлек настолько, что больше я себя нигде и не видел. Мой путь в кинематографию был долгий, но продуктивный. Будучи ассистентом оператора Марка Берковича (х/ф «Наш милый доктор!»), я попал в поле зрения Шакена Айманова, и он мне сказал: «Эй, Жагор, (так он меня называл), хватит тебе здесь! Ты все освоил. Езжай уже, поступай». Написали мне направление, и я поехал в Москву учиться на оператора.

– А почему не поступили на режиссуру?

– Мне тогда казалось, что режиссеры – это какие-то особенные люди, и куда мне до них. А все, что знал, я постигал самостоятельно, по книгам. Короче говоря, с первого раза поступить не получилось. Впрочем, как и со второго. Но я не жалею, а наоборот, рад этому. Иначе я бы не попал в мастерскую к Борису Израилевичу Волчеку. Известный сегодня на весь мир режиссер Галина Волчек – его дочь. Она тогда еще была молода, свежа и прочее, прочее (улыбается). Как же давно это было! Потом я окончил ВГИК, снял трехсерийную картину «Тревожные ночи в Самаре». Тогда только начинали снимать многосерийные фильмы. Я окунулся в работу с головой: был и режиссером, и сценаристом, и оператором, и с актерами работал, и помогал с монтажом. В общем, опыт колоссальный получил.

– Вы, я знаю, еще студентом снимали фильм к 50-летию СССР. Как это было?

– Не скрою, Борис Израилевич готовил меня на «Мосфильм». Он доверял мне как в профессиональном смысле, так и в человеческом. Он в 1967 году рекомендовал меня для съемок документального фильма к 50-летию советской власти. Тогда ЦК ВЛКСМ решил снять фильм и сделать мотопробег по европейским странам. Меня, естественно, перед тем как выпустить за границу, вызвали в райком комсомола и стали задавать разные вопросы.

ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОВНЯНКО
Родился в 1942 году в Алматы. Окончил ВГИК, где учился операторскому мастерству у Бориса Волчека. Он снял более 30 игровых и документальных лент, в качестве режиссера – 13 лент, также является автором шести пьес.

– Какие вопросы?

– Ну, например, строго так спрашивают: «Кто первый секретарь монгольской коммунистической партии?». Смотрю на них, соображаю. Нет, вы не подумайте, я знал ответ. Просто накануне этого «допроса» пиво пил с Шукшиным, Мережко, со Славой Говорухиным. А Слава Говорухин у нас «пахан» был, и я входил в его окружение. И вот, мы вечером пиво пили, сами понимаете мое состояние, а они меня монгольской партией «пытают». А тут еще кто-то из райкома комсомола достает какую-то бумажку из-под стола и говорит: «Тааак! Теперь почитаем, кто вы на самом деле!» На меня, оказывается, ксиву накатали за подписью коммунистов факультета, что я такой-сякой, направо-налево бегаю и по барам шатаюсь. Да еще и не вступил в коммунистическую партию.

– А вы на самом деле были «такой-сякой», как про вас написали?

– Да мы же молодые были, веселые! Жизнь есть жизнь. Всякое бывало! Короче говоря, решили мне отказать в поездке. Ну я им и сказал: «Нет так нет! Поеду в Каскелен!» Они, конечно, не поняли, какой-такой Каскелен. А я развернулся и ушел. Потом, конечно, пошел к Волчеку, сказал, что не взяли меня. Тогда он надавил на комиссию, мотивируя тем, что для создания хорошего фильма нужен профессиональный оператор, а не знающий устав комсомолец. И мне все же разрешили выехать.

– Но это был не последний ваш «набег» на Европу, правильно?

– Действительно, я еще раз с друзьями и соратниками проехал по странам Европы в честь 100-летия мирового кино. Мы проехали несколько стран, где встречались с людьми, общались. Так доехали до Лондона. И знаете, с тех пор я «заболел» путешествиями. Как только у меня случаются паузы в перерывах между работой, я начинаю судорожно соображать, куда бы вырваться, куда бы унестись.

– Останавливаться, как я понимаю, вы не собираетесь?

– Сейчас как раз у меня наклевывается один проект. Мы хотим заняться возрождением и развитием «Великого Шелкового пути». В настоящее время мы проходим регистрацию, и я возглавлю фонд «Великий Шелковый путь». Уже разработана большая культурологическая программа, но она еще будет корректироваться с учетом тех стран, которые находятся в ареале Шелкового пути. И вот одной из первых акций мы намечаем опять проведение автомедиамарафона. Почему? Потому что сам проект требует медийной раскрутки. А марафоны как раз и способствуют этому. Так что я останавливаться не собираюсь. Как говорится, не дождетесь!

Татьяна БУРДЕЛЬ


СПРАВКА

Роли в кино

Перекресток (1962)

Режиссер

  1. Урановый тайфун (2011)
  2. Дом у соленого озера (2004)
  3. Долина смерти (1992)
  4. Господи, помилуй заблудших (1992)
  5. Маньчжурский вариант (1989)

Сценарист

  1. Дом у соленого озера (2004)
  2. Долина смерти (2004)
  3. Господи, помилуй заблудших (1992)
  4. Маньчжурский вариант (1989)

Оператор

  1. Тайны мадам Вонг (1986)
  2. Полынь (1986)
  3. Чокан Валиханов (1983)
  4. Дыня (1982)
  5. Год дракона (1981)
  6. Щит города (1979)
  7. Однажды и на всю жизнь (1977)
  8. Третья сторона медалей (1976)
  9. Жили-были (1974)
  10. Эй вы, ковбои! (1974)
  11. Горизонты (1972)
  12. Необычный день (1971)
  13. Тревожные ночи в Самаре (1969)
Реклама