На днях Шымкент посетил известный оператор, кинорежиссер, драматург, лауреат Государственной премии Республики Казахстан и независимой премии «Тарлан», заслуженный деятель РК, экс-председатель Союза кинематографистов Республики Казахстан Игорь Александрович Вовнянко. Специально для наших читателей Игорь Александрович согласился дать интервью.
– Игорь Александрович, вы к нам в гости или с рабочим визитом?
– Ехал в гости, но получилось и рабочие моменты захватить. Я не первый раз в Южном Казахстане. Достаточно хорошо знаю эти места со всех точек зрения в силу своей профессии. Я имею в виду и географию, и архитектуру, и памятники культуры. Приходилось здесь работать. Мы проводили в Шымкенте и фестиваль анимационных фильмов. Это было как раз тогда, когда я заступил на должность председателя кинематографистов Казахстана. У вас, кстати, здесь очень хорошая база, и город мог бы стать центром анимационного кино страны. Почему нет? Студий хватает, опыт проведения фестивалей уже есть. Мне кажется, что проведение этого фестиваля стоит реанимировать. Кстати, сегодня с Керимбеком Ниязбаевым, руководителем студии «Жебе», проезжали мимо выставочного зала, и я подумал: «А почему бы не показать шымкентцам свою фотовыставку…» Знаете, за время своей деятельности у меня скопилось очень много фотографий из разных уголков Казахстана. Французы уже видели мою выставку, надо, чтобы и у шымкентцев была такая возможность. Среди работ много фотографий, сделанных у вас на юге. Фотографией я занимаюсь давно и увлеченно и в перерывах между работой обязательно фотографирую. И у меня собралась довольно весомая коллекция. Сейчас я готовлю «Антологию этноархитектурной и ландшафтной культуры Казахстана». Все то, что на сегодняшний день сохранилось, независимо от того, в какой форме, я решил зафиксировать. Всего около 10000 снимков. В ближайшее время мы приступим к созданию альбома. Кстати, этот альбом станет хорошим подарком гостям, которые приедут к нам на выставку ЭКСПО-2017. Причем кроме фотографий к альбому прилагается еще диск с качественным видеорядом. Сами понимаете, я ведь оператор…
– Ваша мама была доктором медицинских наук, отец служил главным инженером-технологом на заводе. Почему вы не выбрали для себя путь одного из родителей, а решили стать оператором?
– Знаете, мне с детства нравилось, как сейчас принято говорить, «шоу». Я всегда что-то организовывал, выдумывал, собирал детей вокруг себя. Короче говоря, был массовиком-затейником и очень деятельным. Я даже перевелся в старших классах в вечернюю школу, чтобы появилась возможность работать. Устроился простым рабочим на студию «Казахфильм». Кем я там только не работал, но мне было очень интересно. Мир кино меня увлек настолько, что больше я себя нигде и не видел. Мой путь в кинематографию был долгий, но продуктивный. Будучи ассистентом оператора Марка Берковича (х/ф «Наш милый доктор!»), я попал в поле зрения Шакена Айманова, и он мне сказал: «Эй, Жагор, (так он меня называл), хватит тебе здесь! Ты все освоил. Езжай уже, поступай». Написали мне направление, и я поехал в Москву учиться на оператора.
– А почему не поступили на режиссуру?
– Мне тогда казалось, что режиссеры – это какие-то особенные люди, и куда мне до них. А все, что знал, я постигал самостоятельно, по книгам. Короче говоря, с первого раза поступить не получилось. Впрочем, как и со второго. Но я не жалею, а наоборот, рад этому. Иначе я бы не попал в мастерскую к Борису Израилевичу Волчеку. Известный сегодня на весь мир режиссер Галина Волчек – его дочь. Она тогда еще была молода, свежа и прочее, прочее (улыбается). Как же давно это было! Потом я окончил ВГИК, снял трехсерийную картину «Тревожные ночи в Самаре». Тогда только начинали снимать многосерийные фильмы. Я окунулся в работу с головой: был и режиссером, и сценаристом, и оператором, и с актерами работал, и помогал с монтажом. В общем, опыт колоссальный получил.
– Вы, я знаю, еще студентом снимали фильм к 50-летию СССР. Как это было?
– Не скрою, Борис Израилевич готовил меня на «Мосфильм». Он доверял мне как в профессиональном смысле, так и в человеческом. Он в 1967 году рекомендовал меня для съемок документального фильма к 50-летию советской власти. Тогда ЦК ВЛКСМ решил снять фильм и сделать мотопробег по европейским странам. Меня, естественно, перед тем как выпустить за границу, вызвали в райком комсомола и стали задавать разные вопросы.
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОВНЯНКО
Родился в 1942 году в Алматы. Окончил ВГИК, где учился операторскому мастерству у Бориса Волчека. Он снял более 30 игровых и документальных лент, в качестве режиссера – 13 лент, также является автором шести пьес.
– Какие вопросы?
– Ну, например, строго так спрашивают: «Кто первый секретарь монгольской коммунистической партии?». Смотрю на них, соображаю. Нет, вы не подумайте, я знал ответ. Просто накануне этого «допроса» пиво пил с Шукшиным, Мережко, со Славой Говорухиным. А Слава Говорухин у нас «пахан» был, и я входил в его окружение. И вот, мы вечером пиво пили, сами понимаете мое состояние, а они меня монгольской партией «пытают». А тут еще кто-то из райкома комсомола достает какую-то бумажку из-под стола и говорит: «Тааак! Теперь почитаем, кто вы на самом деле!» На меня, оказывается, ксиву накатали за подписью коммунистов факультета, что я такой-сякой, направо-налево бегаю и по барам шатаюсь. Да еще и не вступил в коммунистическую партию.
– А вы на самом деле были «такой-сякой», как про вас написали?
– Да мы же молодые были, веселые! Жизнь есть жизнь. Всякое бывало! Короче говоря, решили мне отказать в поездке. Ну я им и сказал: «Нет так нет! Поеду в Каскелен!» Они, конечно, не поняли, какой-такой Каскелен. А я развернулся и ушел. Потом, конечно, пошел к Волчеку, сказал, что не взяли меня. Тогда он надавил на комиссию, мотивируя тем, что для создания хорошего фильма нужен профессиональный оператор, а не знающий устав комсомолец. И мне все же разрешили выехать.
– Но это был не последний ваш «набег» на Европу, правильно?
– Действительно, я еще раз с друзьями и соратниками проехал по странам Европы в честь 100-летия мирового кино. Мы проехали несколько стран, где встречались с людьми, общались. Так доехали до Лондона. И знаете, с тех пор я «заболел» путешествиями. Как только у меня случаются паузы в перерывах между работой, я начинаю судорожно соображать, куда бы вырваться, куда бы унестись.
– Останавливаться, как я понимаю, вы не собираетесь?
– Сейчас как раз у меня наклевывается один проект. Мы хотим заняться возрождением и развитием «Великого Шелкового пути». В настоящее время мы проходим регистрацию, и я возглавлю фонд «Великий Шелковый путь». Уже разработана большая культурологическая программа, но она еще будет корректироваться с учетом тех стран, которые находятся в ареале Шелкового пути. И вот одной из первых акций мы намечаем опять проведение автомедиамарафона. Почему? Потому что сам проект требует медийной раскрутки. А марафоны как раз и способствуют этому. Так что я останавливаться не собираюсь. Как говорится, не дождетесь!
Татьяна БУРДЕЛЬ
СПРАВКА
Роли в кино
Перекресток (1962)
Режиссер
- Урановый тайфун (2011)
- Дом у соленого озера (2004)
- Долина смерти (1992)
- Господи, помилуй заблудших (1992)
- Маньчжурский вариант (1989)
Сценарист
- Дом у соленого озера (2004)
- Долина смерти (2004)
- Господи, помилуй заблудших (1992)
- Маньчжурский вариант (1989)
Оператор
- Тайны мадам Вонг (1986)
- Полынь (1986)
- Чокан Валиханов (1983)
- Дыня (1982)
- Год дракона (1981)
- Щит города (1979)
- Однажды и на всю жизнь (1977)
- Третья сторона медалей (1976)
- Жили-были (1974)
- Эй вы, ковбои! (1974)
- Горизонты (1972)
- Необычный день (1971)
- Тревожные ночи в Самаре (1969)