Депутаты подняли вопрос о безопасности персональных данных, которые собирают современные автомобили, включая биометрию и распознавание лиц.
Парламентарии опасаются возможных утечек, но автоэксперты уверяют: машины не имеют самостоятельного доступа в интернет и получают только те сведения, которые сам водитель разрешает передать. Основные риски связаны лишь с отдельными системами распознавания в некоторых китайских электромобилях, завозимых по серым схемам.
По словам мажилисмена Нурсултана Байтилесова, защита персональных и биометрических данных граждан имеет особую важность. Опасность представляют даже новые автомобили, оснащенные камерами, микрофонами и телематическими модулями, которые способны круглосуточно фиксировать местоположение, поведение и даже голос владельца.
«В мире уже были случаи, когда автопроизводители передавали данные пользователей страховым компаниям и сторонним организациям без ведома владельцев. Без четких правил и контроля Казахстан рискует оказаться в положении, когда данные граждан будут утекать за границу, а государство даже не будет знать, кому и для чего они используются. Это уже не вопрос частной жизни – это вопрос государственной и кибербезопасности, а также цифрового суверенитета страны», — говорит Нурсултан Байтилесов, депутат мажилиса парламента РК.
Тревогу, по его словам, вызывает отсутствие единых стандартов безопасности и контроля. Автоэксперты говорят, современные автомобили не представляют угрозы для утечки данных. При подключении телефона к бортовой системе на экране машины отображаются навигация, сообщения и другие приложения владельца. Но доступ к ним автомобиль получает только с разрешения пользователя и не имеет самостоятельного выхода в интернет. При этом функции распознавания водителя встречаются в новых китайских электромобилях, завозимых по серым схемам, и работают они также только при согласии владельца.
«Это не касается официальных дилерских. Потому что те машины, которые заведены официально, там эта функция убрана. А в Китае человек садится в автомобиль, и машина его идентифицирует. Это кто, в общем-то, и разрешает ему дальше вождение. Третье, что еще существует, это устройство слежения за нашей усталостью. Но это просто датчики смотрят на наши глаза», — говорит Алексей Алексеев, автоэксперт.
Специалисты говорят, смартфон хранит куда больше личной информации, чем автомобиль. При этом машина не собирает дополнительные данные, она может получить лишь те сведения, которые пользователь сам разрешит передать.
«У нас сегодня и телефоны, выбирают ваши данные, телефоны владеют большей информацией. Сегодня невозможно просто геометрическими данными завладеть какими-то там финансовыми средствами или сделать еще что-то, так как ЕГОВ например внедряет двухкратную аутентификацию входа. Не просто там ЭЦП, еще и СМС. Поэтому, как говорится, мошенники не стоят на месте, но и защита технологий тоже развивается«, — говорит Арсен Шакуов, президент ОО «Ассоциация безопасного дорожного движения «Общая дорога».
Тем не менее депутаты настаивают на том, чтобы все автомобили, используемые в стране, прошли обязательную сертификацию. И предлагают ввести единые стандарты и протоколы обращения с биометрическими данными, от сбора и хранения до последующего уничтожения.






