80-летию Южно-Казахстанской области посвящается. Невеста с севера

916
Галина Марцинечко
Галина Марцинечко

Рубеж конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века для нашей области и Чимкента были «золотым периодом». Это мы понимаем сейчас. Строились новые предприятия, наращивались темпы и объемы выпускаемой продукции. Наш край был действительно промышленно-индустриальным центром. Во главе десятка организаций и предприятий стояли женщины. В этой статье речь об одной из них.
В 1965 году чимкентский парень Вадим Марцинечко, выпускник Сасовского летного училища, вернулся на родину с красавицей невестой Галей из Рязани. Девушка попала в интеллигентную семью, в которой не было места скандалам, где царили добро и любовь. Первым и единственным местом работы стала кондитерская фабрика. Галину Марцинечко принял на работу учетчицей директор Алтыбай Бабаев. Тогда фабрика выпускала конфеты, пряники, макароны, была также линия по розливу виноматериалов. Сегодня на месте виноградников – микрорайоны «Восток» и «Север». В 60-е началась специализация предприятий пищепрома. Производство вина передали одним, макарон – другим. Надо было расширять ассортимент продукции. Кондитер Коля, узбек из Старого города, предложил выпускать восточные сладости – козинаки, сахар-нават, парварду, нугу, щербет, сливочные колбаски. Ассортимент расширялся, освоили выпуск печенья и вафель, карамели и ириса, драже, шоколадных конфет, а затем и знаменитого «Птичьего молока». Пошла прибыль, на которую реконструировали предприятие. В 1983 году Г. Марцинечко назначили директором фабрики.
Руководство области поставило перед пищевиками задачу трудоустроить население, свести к минимуму завоз продуктов, производить их самим, используя местное сырье. Молва о продукции кондитерки росла, но старые, пусть и реконструированные площади, не позволяли выдерживать конкуренцию. Надо было строить современную фабрику. Решение об этом было принято в 1988 году. В Москву в промотдел ЦК партии Марцинечко прибыла с запиской и с предварительным звонком от Асанбая Аскарова, руководителя области. В итоге Москва дала добро. Сооружение крупнейшей на тот момент в стране кондитерки начали на собственные средства. «Нам разрешили оставлять у себя 8% от прибыли, – вспоминает Г. Марцинечко. – Этих средств нам хватало и на строительство фабрики, и лагеря на Машате, жилья, детсадов и дачных домиков на Чубарсу!»
К 1990 году чимкентская кондитерка (заметьте, еще старая) выпускала 13,7 тысячи тонн вкуснейшей продукции. Достраивалась фабрика уже после развала СССР. Цены страшно росли. Но им и здесь повезло – завод строила организация Феликса Клугмана. Он сдержал свое слово, и в 1993 году фабрика была сдана. Помните конфеты «Каракум», «Красная шапочка», «Чародейка»? Приезжие восхищались: «Ой, да к вам московские конфеты завозят!» Какие московские, это же наши, чимкентские! «Лучшей фабрики на тот момент не было», – говорит со вздохом Галина Александровна. А со вздохом, потому что в 1994 году суверенное государство Казахстан, горя желанием привлечь в страну инвесторов, предлагало им для создания СП перспективные предприятия. Одним из них выбрали шымкентскую кондитерку. Был проведен тендер, в итоге 90 % госпакета ее акций продали американской компании «Набиско». Новое АОЗТ «Кабиско» по условиям договора в течение пяти лет сохраняло прежний профиль, параллельно развивая табачное производство. Г. Марцинечко была и.о. директора. А затем табачка вытеснила кондитерку. Теперь это уже история.
И все же эта женщина – из числа счастливых. Она состоялась в профессии, многого достигла. Она причастна к созданию экономической мощи нашей области. Говорят, на таких, как она, земля держится, южноказахстанская – точно.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

РАБАТ № 29 от 18.07.2012 г.

Реклама