Святое понятие. 80-летию Южно-Казахстанской области посвящается

419
Даметер Булегенова
Даметер Булегенова

Рубеж конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века для нашей области и Чимкента были «золотым периодом». Это мы понимаем сейчас. Строились новые предприятия, наращивались темпы и объемы выпускаемой продукции. Наш край был действительно промышленно-индустриальным центром. Во главе десятка организаций и предприятий стояли женщины. В этой статье речь об одной из них.
«Наверное, она буквально купается в молоке», – судачили одно время кумушки о директоре молочного комбината Даметер Булегеновой. На самом деле – ничего подобного. Согласно казахским народным приметам-обычаям, считается, что молоко и изделия из него наделены священной силой. Ведь не случайно чистоту и преданность у казахов олицетворяет белый цвет – цвет молока. Возможно, этим объясняется ее особо трепетное отношение к выбранной профессии.
…Качество знаний выпускников 19-й туркестанской школы было столь высоким, что они свободно поступали и учились в московских или ленинградских вузах. Но Даметер выбрала вуз поближе – Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте. К тому же, когда она училась уже на третьем курсе, страна взяла курс в направлении, указанном генсеком Н. Хрущевым, – «Догнать и перегнать США по производству мяса и молока!». Ответственности в обучении на их факультете «Технология мясной и молочной продукции» только прибавилось.
После окончания учебы Д. Булегенова приехала в город Кентау – по месту распределения мужа Танирбергена, тоже выпускника ташкентского вуза. Им, молодым специалистам, приходилось рассчитывать только на свои силы. А ей и не привыкать – во время учебы она одевалась и зарабатывала на пропитание сбором хлопка-сырца. У мамы, оставшейся в ауле, на руках были и другие дети.
…Мужа направили на шахту «Байжансай», она пошла работать на кентауский молочный завод. Правда, вести хозяйство, а потом и растить детей помогала ее мама, которая была и наставницей дочери – «Не опаздывай на работу», «Будь ответственна!», «Трудись по-стахановски», «Не злоупотребляй служебным положением», «Выполняй план». Строгой была мама, в итоге у дочери окончательно сформировались командирский склад характера и гиперответственность за порученное дело. За девять лет, что Д. Булегенова проработала в Кентау, трижды менялось руководство. Наконец, в 1968 году ее саму назначили директором молочного завода. Такая большая ответственность в 30 с небольшим лет! Она настолько хорошо организовала работу, что в 1973 году Даметер Тураровну назначили главным инженером областного молкомбината, затем переводом – директором чимкентского гормолкомбината. В то время полуторамиллионное население нашей области обеспечивали продукцией 181 молочное хозяйство и 16 молокозаводов. К моменту, когда производство возглавила Д. Булегенова, выпускалось 13 видов наименований продукции, затем это число возросло до 75.
План, план, план и качество! Вот все, что требовала партия от таких руководителей, как она. Она и направляла свой коллектив на ударные темпы выпуска продукции, координировала строительство молочных комбинатов на Чапаевке, в Сары-Агаче, Георгиевке, Ильиче, Кентау. Какой ценой, спросите? За 45 лет она лишь 9 раз была в отпуске. Родные дети видели ее в редкие выходные дни. На ногах перенесла микроинфаркт. Дороговата цена будет, но иначе она не могла – поколение такое, ответственное.
И все же эта женщина – из числа счастливых. Она состоялась в профессии, многого достигла. Она причастна к созданию экономической мощи нашей области. Говорят, на таких, как она, земля держится, южноказахстанская – точно.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

РАБАТ №29 от 18.07.2012 г.

Реклама