Памяти нашего земляка Мырзакельды Махажанова посвящается…

338
Мырзакельды Махажанов

КАКИМ БЫ ОН БЫЛ…

Мырзакельды Махажанов
Мырзакельды Махажанов

Война в Афганистане – часть нашей недавней общей истории. Хоть и говорили в брежневскую эпоху о введении в эту страну «ограниченного контингента» советских войск, но в действительности число людей, прошедших через горнило афганской войны, было огромно. В период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках на территории Афганистана прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих СССР. Только из Казахстана на нее было призвано более 22 тысяч воинов-интернационалистов, 924 из них погибли, 21 человек пропал без вести. В числе погибших наш земляк Мырзакельды Махажанов.

В апреле ему исполнилось бы 50 лет. И эта дата родных Мырзакельды как-то всполошила. Им трудно представить его в таком зрелом возрасте, ведь погиб он 19-летним юношей. Вот кем бы он мог стать сейчас? Скорее всего, работал бы водителем автобуса или грузовика. Наверное, у него уже мог родиться первый внук, а может быть, и внучка… А впрочем, к чему эти бессмысленные фантазии? Бесполезное и болезненное занятие. Есть жесткая правда, и она пронзительно-безысходна в своей невозможности что-либо исправить.

Восемнадцатилетнего Мырзакельды Махажанова призвали в армию из села Аксу Сайрамского района. Не «откосил» от Афгана, хотя судьба подкинула небольшой шанс – в учебке в Алма-Ате он внезапно заболел и попал в госпиталь. Ребята из его части, получив приказ об исполнении интернационального долга, уже готовились к вылету за пределы Родины. Выписавшись из госпиталя, он тут же написал рапорт об отправке его в Афганистан и догнал-таки своих. Отказаться от этого решения его не заставило даже предложение руководства остаться в учебке инструктором по автовождению. Солдат и не знал, что война для него продлится всего лишь семь месяцев…

О приближающейся юбилейной дате своего братишки нам, рабатовцам, рассказал его старший брат Жанкельдин. От него мы узнали о том, что в двух школах области – села Ынтымак и школе, которая раньше носила имя К. Циолковского, где в разное время учился его младший братишка, есть уголки памяти; что в 1995 году школа имени ХХ партсъезда Сайрамского района была переименована в честь воина-интернационалиста Мырзакельды Махажанова; что с 2000 года в селе Аксу проводятся районные соревнования по футболу среди 70 школ в память о Мырзакельды Махажанове.

А каким он был, этот парень? Старший брат рассказал, что Мырзакельды был очень светлым, лучистым человеком, у него было потрясающее чувство юмора, но в то же время он не был заводилой, лидером. Ровесники бежали на свидания или слушали музыку, а он возился с техникой – его мотоцикл всегда стоял в боевой готовности. У него было обостренное чувство справедливости. Это отец привил им, трем сыновьям (Мырзакельды был вторым ребенком в семье) понятия чести, мужества. Благодаря отцу он выработал иммунитет от подлости и предательства.

Мырзакельды служил водителем, перед армией успел окончить курсы ДОСААФ. В частых письмах домой о своем автомобиле «ГАЗ-55» он писал чуть ли не как о друге – настолько любил технику. К слову, о трудностях боевой службы он не писал – щадил покой немолодых родителей. Его воинская часть располагалась в Гардезе – это город на востоке Афганистана, к югу от Кабула. Он использовался как операционная база 40-й армии. «Трижды братишку отправляли в служебную командировку в Термез, это уже советская территория, город на юге Узбекистана, – продолжил свой рассказ Жанкельдин. – Со слов его однополчан знаю, что 20 июля 1982 года колонна солдат, получив необходимый груз в Термезе, возвращалась в часть. До места назначения оставалось 30 километров. Казалось, совсем немного. Но вдруг машина, ехавшая впереди, почему-то заглохла и остановилась. В ущельях, где каждый выступ, любая пещера дышат смертью, это особенно опасно – замешательство смерти подобно. Душманы – профессионалы в ведении горных войн, и на этом перевале они застали колонну наших автомашин врасплох. Мырзакельды, ехавший ранее вторым, возглавил колонну. Остальные двинулись за ним. И все же снайперская пуля достигла своей цели – Мырзакельды упал на сиденье грузовика. Тут же за руль сел его друг-однополчанин Саша Курманов. Груз в тот день был доставлен к месту назначения вовремя и в целости». А девятнадцатилетний солдат был удостоен ордена Красной звезды, посмертно. Лучшему солдату подразделения вручили автомат Мырзакельды, а его имя было зачислено в списки личного состава роты. Похоронили Мырзакельды на родине, в цинковом гробу. К слову, вплоть до 1987 года цинковые гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане.

Сегодня могилы «афганцев», до конца выполнивших свой долг в чужой стране, не прячут. На примере таких сыновей, как Мырзакельды, учатся жить честно и правильно наши дети.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама