Со своим нельзя? Какие законы нарушают владельцы аквапарков и кинотеатров

Пронести с собой воду, другие напитки, продукты питания в зоны отдыха и аквапарки запрещают установленные ими правила. Однако, эти запреты — есть нарушение прав потребителей. Этим правом воспользоваться нам просто не дают.

С началом жаркого сезона горожане, спасаясь от нещадного летнего солнца, потянулись в аквапарки города. Однако, желание горожан освежиться омрачается неправомерными действиями персонала указанных заведений. Чаще всего это строгий запрет на то, чтобы пронести в аквапарк или зону отдыха своих напитков или продуктов питания.

Какие законы нарушают владельцы аквапарков?

На этот вопрос нашему корреспонденту ответил Марат Тулебаев, руководитель отдела ЗПП Департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по г.Шымкент.

«Неправомерность действий выражается в том, что посетителям аква-парков запрещается приходить в эти заведения со своей водой или пищевыми продуктами.  Судя по обращениям на горячую линию Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по городу Шымкент 8 (7252) 53-55-15, у потребителей водно-освежающих услуг охрана аквапарков, как правило, отбирает указанные виды продуктов (в «Лето-парке» в микрорайоне «Север») либо принуждает сложить в ячейки для хранения личных вещей посетителей («Аква-рай» в Абайском районе г.Шымкент). Тем самым, потребителя услуг фактически принуждают приобретать аналогичные товары (пищевые продукты и воду) в самих аквапарках, причём втридорога.

Такое же практикуется и в отдельных видеосалонах мегаполиса.

Такие действия являются нарушением ряда норм Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс). Судя по трафаретности неправомерных действий персонала аква-парков, в них усматриваются антиконкурентные соглашения, подпадающие под действие статьи 169 Кодекса. Согласно данной норме права такие действия признаются картелем и запрещаются горизонтальные соглашения между субъектами рынка, если такие соглашения приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— сокращению или прекращению производства товаров;

— отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

При этом, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся:

— установления или поддержания дискриминационных условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка, в том числе установления согласованных условий приобретения и достижение или предоставление неправомерных преимуществ.

         Согласно подпункта 6) пункта 2 статьи 177 Кодекса в таких действиях усматривается недобросовестная конкуренция в форме реализации (приобретения) товара с принудительным ассортиментом. При этом, любые действия продавца (поставщика) или покупателя по установлению дополнительных требований или условий при реализации (приобретении) товара, которые ущемляют права продавца (поставщика), потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки [в данном случае освежения разгоряченных от жары тел горожан], признаются статьей 183 Кодекса как реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом.

Недобросовестная конкуренция запрещается (статья 177 Кодекса).

Неправомерные действия персонала аквапарков является также нарушением Закона РК «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В частности, в пункте 1 статьи 8-1 предписано: продавец (исполнитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. Не обязательно договор расценивать как письменный документ. Под договором надо понимать согласно пункта 3 статьи 148 Гражданского Кодекса РК выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

В случае же с шымкентскими аквапарками никакой согласованности воли не наблюдается, только воля персонала указанных заведений. Более того, явно видны следующие условия, нарушающие и/или ущемляющие права потребителей (пункт 2 статьи 8-1 Закона):

— установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем) возмездным товарам (услугам);

— предоставление продавцу (исполнителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

— предоставление продавцу (исполнителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

— предоставление продавцу (исполнителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор.

Таким образом, налицо неправомерные действия в отношении потребителей, являющиеся к тому же грубыми нарушениями экономических прав граждан. К тому же такие действия являются нарушением принципов, закрепленных в статье 3 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан, а именно:

— законность;

— свобода предпринимательства (которая не должна ограничивать права потребителей);

— добросовестная конкуренция;

— баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства (который владельцы аквапарков явно разбалансировали).

О социальной ответственности бизнеса в данном случае и речи нет».

 

 

 

Реклама