Сказать, что я в шоке – это ничего не сказать. И объясню почему, но в двух словах не получится, потому что тема разговора – социальная во всех смыслах этого слова.
Буквально на днях, в январе, мы вроде как обрадовали шымкентцев. Есть в нашем городе, мол, такие места, торговые точки, в которых особо значимые товары (без которых не прожить) можно купить по социальным ценам. Они, дескать, фиксированные и выше оговоренной ее задрать никто не может. А мест, где эти товары можно купить по городу хоть пруд пруди. Нам с горакимата предоставили целый список, в котором и базары значились, и популярные торговые сети, и ярмарки, в общем бери не хочу, где ближе и удобнее. А на деле? В реальности все не так. Как? Расскажу подробнее. Но для того, чтобы было понятно, с чего весь сыр-бор, небольшой экскурс в историю недавнего социального прошлого.
На создание шымкентского Стабфонда по предварительным подсчетам планировалось потратить около 1 миллиарда тенге. Проект, по словам специалистов, намеревались осуществлять в новом формате. В городе-миллионнике появится оптовый центр, который будет поставлять социально-значимые продукты по сниженным ценам в соцмагазины. Кроме этого, супермаркетам акимат намерен выделять оборотные средства для сдерживания цен на продукты питания.
Но что-то не срослось, не состыковалось и в итоге, такое понятие как Стабфонд (Стабилизационный фонд) вышло из обихода города-миллионника. Стабфонда в Шымкенте нет, есть «…комплекс мер, который направлен на сдерживание цен на социально-значимые товары».
НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ
2. Предоставление займа субъектам предпринимательства.
Раньше стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары проводились только первым механизмом, то есть СПК «Shymkent», закупались продовольственные товары и хранились на складах, и при резком повышении цен и при повышенном спросе среди населения на определенный вид товара, данные товары распределялись между оптовыми реализаторами, для дальнейшей продажи на рынках и социальных магазинах. Указанные меры были малоэффективны ввиду ряда причин, таких как: присутствовали значительные операционные расходы (доставка, хранение), преобладал человеческий фактор (а именно недоучет, порча товаров, растрата и т.д.), низкий масштаб охвата среди населения.
Удержать цены в рамках определенных границ очень сложно. Но власти города-миллионника вроде как не сидят сложа руки и предлагают выход из ситуации. Точнее не без нашей помощи журналисты раструбили всем о том, что в Шымкенте появились автолавки возле рынков города с продуктами по социальным ценам.
А еще, как пояснил и. о. руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Береке Дуйсебеков, продукты по ценам, сниженным на 10-15 процентов, можно приобрести на городских ярмарках, проводимых еженедельно по субботам возле центрального стадиона и магазина «1000 мелочей», по воскресеньям – возле торгового центра «Рахима плаза», по средам – возле дворца «Фосфорник». Реализуются эти продукты на 7 базарах Шымкента – «Комеш булак», «Айна», «Авто Нур», «Капланбек», «Дархан», «Алаш», «Жана Шахар» (Янги-Шахар»), «Орталык кыргы базары» (Центральный рынок). В этих местах картофель реализуется по 80-85 тг за килограмм, лук по 60-65 тг, морковь по 75 тенге, капуста белокочанная по 85 тенге.
Нам сообщили, что продукты реализуются в торговых центрах города, а именно в Шымкент плаза, Мега планет, Гипер хаус, Наурыз парк, Баян-Сулу, Рахима плаза, а также в ТЦ Фиркан, Магнум, Грамад, Шахан и т. д. Специальная группа проводит в них мониторинг, чтобы не допустить роста цен.
Знаете, в этом сообщении не то, что все неправда, но лишь сотая часть из написанного. Все остальное только их планы-прожекты.
УНИЖЕННЫМ И ОСКОРБЛЕННЫМ…
… можно почувствовать себя, а не просто социально-незащищенным, глядя на то, как социальный товар предлагают в известном гипермаркете города. А все началось с того, что знакомым понадобился запас провианта. Наивная я. Предложила проехать в любую торговую сеть и закупиться там по социальной цене, зная о трудном финансовом положении семьи. Поездка через весь город, а бензин нынче не дешев, обернулась полным разочарованием. И это мягко сказано. Я не поверила. Сначала связалась с Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Шымкента. И была ошарашена новостью, «социальные товары по социальным ценам продаются в городе только в одном магазине – и это Грамад. В списке не 19 товаров, которые были озвучены выше, а только четыре: капуста, лук, картошка и морковь. Все остальное продается по ценам, которые устанавливает торговая сеть. Мне сообщили, что из 300 млн тенге, выделенных на стабилизацию, 100 млн тенге – отдали на поддержку пекарен, которые выпекают социальный 70 тенговый хлеб, 100 млн получил Грамад, еще 100 млн получит в случае подписания договора другая популярная торговая сеть».
Согласно Правилам о предоставлении в имущественный наем торговых павильонов и определения комиссионеров, среди предпринимателей был проведен конкурс по осуществлению деятельности по реализации товаров. Кроме того, совместно с акиматом города Туркестана, Управлением сельского хозяйства Туркестанской области и 10 субъектами предпринимательства заключены договора о совместной деятельности по стабилизации цен на СЗПТ в областном центре.
Напомним, что на недавнем заседании Правительства РК министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов подверг резкой критике ход реализации мер, направленных на стабилизацию цен.
«В январе снова зафиксировано семь случаев превышения пороговых цен. Однако реакции от акиматов опять не последовало. К примеру, в Костанайской области, несмотря на общее снижение цен на социально значимые продовольственные товары на 0,7%, наблюдается превышение цен на мясо кур и яйца. В целом, мы считаем, что есть все инструменты и возможности для принятия ряда оперативных и системных мер», — отметил он. «Во-первых, местным исполнительным органам и территориальным подразделениям контролирующих органов необходимо максимально использовать действующие механизмы. Как уже было ранее сказано, необходимо активнее использовать механизм установления предельных цен. Формирование и использование стабфондов требует кардинальных изменений. В прошлом году в городе Шымкент и Мангистауской области товарные интервенции вообще не осуществлялись. В других регионах проводились интервенции не в тех товарных группах, где произошел наибольший рост цен», отметил министр.