Стабилизация цен на соцпродукты в Шымкенте: Так нас еще не унижали

Сказать, что я в шоке – это ничего не сказать. И объясню почему, но в двух словах не получится, потому что тема разговора – социальная во всех смыслах этого слова.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ?
Буквально на днях, в январе, мы вроде как обрадовали шымкентцев. Есть в нашем городе, мол, такие места, торговые точки, в которых особо значимые товары (без которых не прожить) можно купить по социальным ценам. Они, дескать, фиксированные и выше оговоренной ее задрать никто не может. А мест, где эти товары можно купить по городу хоть пруд пруди. Нам с горакимата предоставили целый список, в котором и базары значились, и популярные торговые сети, и ярмарки, в общем бери не хочу, где ближе и удобнее. А на деле? В реальности все не так. Как? Расскажу подробнее. Но для того, чтобы было понятно, с чего весь сыр-бор, небольшой экскурс в историю недавнего социального прошлого.
Напомним, осенью минувшего года президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил правительству РК сдерживать розничные цены на основные продукты питания. «Хочу вновь обратить внимание правительства на недопущение резкого повышения цен на продукты питания. Прежде всего на хлеб и мясную продукцию. Надо признать, что сам факт повышения цен на продукты питания является очевидным показателем уязвимости нашей экономики. Ссылки, например, на ухудшение конъюнктуры на внешних рынках совершенно неуместны. Коль скоро вы являетесь известными выдающимися экономистами, сделайте что-нибудь хорошее для нашей экономики», – сказал глава государства во время совещания в рамках рабочего визита в Алматы, прошедшего в конце октября 2019 года. Поручение по стабилизации цен были даны всем акимам города и республик страны.
К этому времени в Шымкенте с ценами и стабилизацией было из рук вон плохо – не было и до сих пор нет Стабфонда.
СТАБФОНД НАКРЫЛСЯ МЕДНЫМ ТАЗОМ
В октябре 2018 года года Шымкент накрыла волна резкого подорожания цен на продукты питания, тогда в нашем городе подорожали овощи, фрукты и мясо. Предприниматели связали это с неурожайным сезоном, переездом Стабфонда в новый областной центр и вывозом продукции за рубеж. Неожиданностью стало и подорожание мяса. За несколько недель стоимость говядины выросла с 1400 тенге до 1600 тенге за килограмм. Если сравнить с нынешними ценами на мясо, которые сегодня варьируются от 2300-2500 тенге за кг, совсем дешево было. В 2018 продавцы оправдывались, мол, сократились поставки мяса на рынки, большую часть продукции оптовики стали экспортировать в Узбекистан.
В 2018 году в местном Стабфонде не осталось продуктов. Все запасы отправили в Туркестан после того, как Шымкенту присвоили новый статус города республиканского значения. Создать свой Стабилизационный фонд власти Шымкента планировали в начале 2019 года. И даже была названа сумма, выделенных на эти цели средств.
На создание шымкентского Стабфонда по предварительным подсчетам планировалось потратить около 1 миллиарда тенге. Проект, по словам специалистов, намеревались осуществлять в новом формате. В городе-миллионнике появится оптовый центр, который будет поставлять социально-значимые продукты по сниженным ценам в соцмагазины. Кроме этого, супермаркетам акимат намерен выделять оборотные средства для сдерживания цен на продукты питания.

Но что-то не срослось, не состыковалось и в итоге, такое понятие как Стабфонд (Стабилизационный фонд) вышло из обихода города-миллионника. Стабфонда в Шымкенте нет, есть «…комплекс мер, который направлен на сдерживание цен на социально-значимые товары».

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 были утверждены Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары.
Согласно названным Правилам, в целях стабилизации рынка социально-значимых продовольственных товаров, местными исполнительными органами реализуются следующие механизмы стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары:
1. Деятельность стабилизационных фондов;
2. Предоставление займа субъектам предпринимательства.
Раньше стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары проводились только первым механизмом, то есть СПК «Shymkent», закупались продовольственные товары и хранились на складах, и при резком повышении цен и при повышенном спросе среди населения на определенный вид товара, данные товары распределялись между оптовыми реализаторами, для дальнейшей продажи на рынках и социальных магазинах. Указанные меры были малоэффективны ввиду ряда причин, таких как: присутствовали значительные операционные расходы (доставка, хранение), преобладал человеческий фактор (а именно недоучет, порча товаров, растрата и т.д.), низкий масштаб охвата среди населения.
После внесения изменений в Правила появилась возможность кредитования субъектов предпринимательства (торговые сети, производители) для того, чтобы они продавали социально-значимые продовольственные товары по ценам, утвержденным Комиссией. Данные меры имеют ряд позитивных показателей, ввиду того, что появится профессиональное управление субъектами частного предпринимательства, являются менее затратными, позволяют избежать риска порчи и потери продуктов, увеличение масштаба охвата населения, реальное влияние на рынок социально-значимых продовольственных товаров. Таким был официальный ответ от АО СПК «Shymkent на наш очень простой вопрос: а будет ли в Шымкенте свой Стабфонд? Витиевато звучит, но зато по типовым правилам.
КТО УДЕРЖИТ ЭТИ ЦЕНЫ
Удержать цены в рамках определенных границ очень сложно. Но власти города-миллионника вроде как не сидят сложа руки и предлагают выход из ситуации. Точнее не без нашей помощи журналисты раструбили всем о том, что в Шымкенте появились автолавки возле рынков города с продуктами по социальным  ценам.
А еще, как пояснил и. о. руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Береке Дуйсебеков, продукты по ценам, сниженным на 10-15 процентов, можно приобрести на городских ярмарках, проводимых еженедельно по субботам возле центрального стадиона и магазина «1000 мелочей», по воскресеньям – возле торгового центра «Рахима плаза», по средам – возле дворца «Фосфорник». Реализуются эти продукты на 7 базарах Шымкента – «Комеш булак», «Айна», «Авто Нур», «Капланбек», «Дархан», «Алаш», «Жана Шахар» (Янги-Шахар»), «Орталык кыргы базары» (Центральный рынок). В этих местах картофель реализуется по 80-85 тг за килограмм, лук по 60-65 тг, морковь по 75 тенге, капуста белокочанная по 85 тенге.
В бюджете города Шымкента на эти цели на 2020 год предусмотрены 1,9 млрд тенге.
Нам сообщили, что продукты реализуются в торговых центрах города, а именно в Шымкент плаза, Мега планет, Гипер хаус, Наурыз парк, Баян-Сулу, Рахима плаза, а также в ТЦ Фиркан, Магнум, Грамад, Шахан и т. д. Специальная группа проводит в них мониторинг, чтобы не допустить роста цен.
Всего в перечне продуктов 19 наименований: мука 1-го сорта; хлеб формовой из муки 1-го сорта; рожки; крупа гречневая; рис; картофель; морковь; лук репчатый; белокочанная капуста; сахар-песок; подсолнечное масло; мясо говядины; куриное мясо; пастеризованное молоко 2,5% жирности в мягких пакетах; айран 2,5% жирности; сливочное масло; яйца 1-й категории; соль (кроме «Экстры»); творог 5-9% жирности и др.

Знаете, в этом сообщении не то, что все неправда, но лишь сотая часть из написанного. Все остальное только их планы-прожекты.

УНИЖЕННЫМ И ОСКОРБЛЕННЫМ…
… можно почувствовать себя, а не просто социально-незащищенным, глядя на то, как социальный товар предлагают в известном гипермаркете города. А все началось с того, что знакомым понадобился запас провианта. Наивная я. Предложила проехать в любую торговую сеть и закупиться там по социальной цене, зная о трудном финансовом положении семьи. Поездка через весь город, а бензин нынче не дешев, обернулась полным разочарованием. И это мягко сказано. Я не поверила. Сначала связалась с Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Шымкента. И была ошарашена новостью, «социальные товары по социальным ценам продаются в городе только в одном магазине – и это Грамад. В списке не 19 товаров, которые были озвучены выше, а только четыре: капуста, лук, картошка и морковь. Все остальное продается по ценам, которые устанавливает торговая сеть. Мне сообщили, что из 300 млн тенге, выделенных на стабилизацию, 100 млн тенге – отдали на поддержку пекарен, которые выпекают социальный 70 тенговый хлеб, 100 млн получил Грамад, еще 100 млн получит в случае подписания договора другая популярная торговая сеть».

Я не поленилась и отправилась в Грамад! То, что представляет собой уголок социальных цен в овощном отделе, я для себя определила иначе – Дай же Боже, что нам негоже. Просто позор! А точнее полный провал всех мероприятий, направленных на стабилизацию цен.
Капуста и лук, оговорюсь сразу, продавались по социальной цене и выглядели вполне презентабельно, а вот, что касается картофеля и моркови, то тут уж позвольте сказать как есть. Цена – да, социальная. 75 тенге за кг картофеля, но та «щедрая» рука, что формировала этот сеточный соцпакет, очень старалась: собрала всю гниль и неликвид. Тоже относится и к моркови стоимостью в 71 тенге (ее скромно именовали морковью эконом-класса). А рядом, буквально через метр, калиброванную картошку продавали по 119 тенге и морковь немытую по 129 тенге.
Если это называется сдерживанием цен, то извините. Сдержать эмоции совсем не получается. Это ж надо так «уважительно» относиться к социально-уязвимым слоям населения, чтобы выставить на продажу откровенный мусор.
Вечером этого же дня на официальном сайте акимата Туркестанской области появилась информация о том, что в Туркестанской области Стабфонд держит цены на контроле. По словам управляющего директора Стабилизационного фонда Туркестанской области Марала Марасилова, с начала 2019 года в городе Туркестане открыто 8 торговых павильонов (социальных магазинов), и на сегодня их общее количество доведено до 14.

Согласно Правилам о предоставлении в имущественный наем торговых павильонов и определения комиссионеров, среди предпринимателей был проведен конкурс по осуществлению деятельности по реализации товаров. Кроме того, совместно с акиматом города Туркестана, Управлением сельского хозяйства Туркестанской области и 10 субъектами предпринимательства заключены договора о совместной деятельности по стабилизации цен на СЗПТ в областном центре.
В общем, есть мне и вам с чем сравнивать.
Меры, которые предпринимаются в Шымкенте для стабилизации цен, я бы назвала полным провалом. Я снова связалась с Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Шымкента. Мой праведный гнев там оценили по-своему. Пытались мне доказать, что главное здесь – цена. Раз та, что установлена, то все вроде как нормально.
Но никто не хочет и слышать о том, что даже у социально-незащищенных людей есть своя гордость и чувство собственного достоинства. Гнилье они есть не будут, даже по такой «социальной» цене.
Ирина КАЗОРИНА
P.S. После последнего звонка в управление пришел фотоотчет: продукты поменяли. Но надолго ли?
Правда, учитывая, что на миллионный город у нас всего два магазина Грамад, где можно купить товары по социальным ценам, то возникает и другой вопрос: а на какую потребительскую аудиторию рассчитан этот уголок социальных цен?

Напомним, что на недавнем заседании Правительства РК министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов подверг резкой критике ход реализации мер, направленных на стабилизацию цен. 

«В январе снова зафиксировано семь случаев превышения пороговых цен. Однако реакции от акиматов опять не последовало. К примеру, в Костанайской области, несмотря на общее снижение цен на социально значимые продовольственные товары на 0,7%, наблюдается превышение цен на мясо кур и яйца. В целом, мы считаем, что есть все инструменты и возможности для принятия ряда оперативных и системных мер», — отметил он. «Во-первых, местным исполнительным органам и территориальным подразделениям контролирующих органов необходимо максимально использовать действующие механизмы. Как уже было ранее сказано, необходимо активнее использовать механизм установления предельных цен. Формирование и использование стабфондов требует кардинальных изменений. В прошлом году в городе Шымкент и Мангистауской области товарные интервенции вообще не осуществлялись. В других регионах проводились интервенции не в тех товарных группах, где произошел наибольший рост цен», отметил министр. 

Реклама