Время – деньги, и не только. А значит, день свой надо планировать с умом, чтобы не тратить его впустую, ожидая автобус и нервничая по поводу убегающих минут (а когда ждешь, минуты мысленно растягиваются в часы). Уже в новом году планировать свой день станет легче. Во всяком случае, можно будет точно знать, сколько времени вы потратите на ожидание своего автобуса, говорят в секторе коммуникаций и транспорта отдела ЖКХ, ПТ и АД города Шымкента. О том, как это будет и чем сегодня живет транспортное хозяйство города, нам рассказал заведующий сектором Куат Жуматаев.
Каждый день на улицы Шымкента выезжает 1250 единиц общественного транспорта. Все они обслуживают пассажиров на 82 маршрутах. Начало работы на разных маршрутах разное – тут все зависит от загруженности того или иного направления. Но самые активные в плане пассажиропотока маршруты начинают свою работу в 7 утра.
«Мы, конечно, можем заставить всех транспортников начинать свой рабочий день в 7 утра и заканчивать после 21.00, но во всех вопросах, я считаю, нужно действовать разумно. К чему заставлять водителей выходить в 7 утра на маршрут, где в это время почти нет пассажиров? Точно так же и вечерние графики. Есть маршруты, на которых в это время уже пассажиров просто нет. Поэтому, разрабатывая графики, мы обязательно учитываем и такой важный аспект, как пассажиропоток», – пояснил главный транспортник Шымкента.
Но даже несмотря на такой подход, отдельные водители сходят с маршрута раньше. С такими поступают просто: в течение двух месяцев предупреждают, штрафуют, а на третий расторгают договор с транспортной компанией.
«По итогам 2012 года были расторгнуты договоры с перевозчиками по шести маршрутам. Наложены штрафы на общую сумму 548 тысяч тенге. А с начала 2013 года по одному маршруту было предложено расторжение договора и наложены штрафы на 520 тысяч тенге. Мы выходим в рейды с регулярностью три раза в неделю. И выявляем, на каких маршрутах идет нарушение графиков», – рассказал Куат Жуматаев.
GPS-«СЛЕЖКА»
Но очень скоро необходимость в рейдах отпадет. За каждым автобусом можно будет следить, не выходя из кабинета. Более того, в отделе транспорта планируют уже в новом году выложить сайт с навигацией в общий доступ. А это значит, отслеживание движения автобусов будет доступно всем желающим.
«Представьте, вы стоите на остановке, открываете этот сайт в своем телефоне и знаете, когда подойдет тот или иной автобус. Или, собираясь выйти из дома (неважно куда – на работу, в гости, в парк), открыв сайт, вы точно будете знать – через сколько минут к остановке подойдет автобус того или иного маршрута. Уже сейчас мы отслеживаем движение 440 автобусов. Но до конца года навигаторы будут установлены на всех шымкентских автобусах. А уже в новом году выложим этот сайт для всех желающих», – рассказал Куат Жуматаев.
БЕЗРАЗМЕРНЫЙ?
В Интернете видео о безразмерном шымкентском автобусе бьет все рекорды просмотров. То самое, где из окон торчат филейные части тел пассажиров. Люди, может, и рады были бы впихнуться в салон полностью, да вот количество пассажиров было такое, что приходилось как-то выходить из положения (а заодно и автобуса) и впихиваться как сельдь в бочку. Хотя и ей, наверное, просторнее.
Впрочем, таких картинок с натуры в Шымкенте в часы пик можно найти на целый полнометражный фильм. То ли вместимость автобусов у нас такая, то ли интервал движения на нас не рассчитан. Но в отделе транспорта говорят: все под контролем, и такие нелицеприятные картинки в скором будущем исчезнут. Ведь при составлении тендерной документации на тот или иной маршрут учитывается именно пассажиропоток. Например, есть маршруты, в документации которых указывается, что транспортные средства должны быть рассчитаны на определенное количество пассажиров.
«Так мы поступили, когда выставляли на тендер 93-й маршрут. Одним из условий было наличие автобусов вместимостью не менее 80 пассажиров. Поток пассажиров на этом направлении большой, и если по маршруту будет курсировать маленький автобус, людям будет очень неудобно в нем ездить. А на маршруте №23 большие автобусы просто нерентабельны», – подчеркнул Куат Жуматаев.
Одним из условий повышения тарифа было обновление автопарка. В 2013 году перевозчики должны были приобрести 156 новых автобусов. В город уже завезено 90 из них.
ИЗМЕНИЛИСЬ МАРШРУТЫ
С начала месяца приятный сюрприз ждал жителей отделения имени Тельмана. По их многочисленным просьбам продлен маршрут №3 до остановки «Кыргы базар» («Верхний рынок»).
Кроме того, просьбы жителей улицы Ш. Калдаякова услышаны. Теперь по этой улице пущены сразу два дополнительных маршрута. «Маршрут №25 проходит от улицы Дулатова (бывшая Хамзы) до улицы Абая. И маршрут №53 идет с проспекта Республики и до конца улицы Калдаякова. Кроме того, с интервалом 15-20 минут по Калдаякова ходит маршрут №76», – пояснил Куат Жуматаев.
Изменился и маршрут №103. Сейчас одна из его конечных – 4 микрорайон, вторая – «Назарбаев интеллектуальная» школа по улице Толеметова.
Маршруты №№96 и 111 слегка меняются в поминальные дни. «У них движение через микрорайон «Казыгурт» до рынка «Алаш». В обычные дни они останавливаются перед поворотом на «Казыгурт». До христианского кладбища за скотным рынком остается пройти пешком метров 300-400. Но в поминальные дни они делают петлю – доезжают до кладбища, разворачиваются и возвращаются на свой обычный маршрут», – пояснил Куат Жуматаев.
А вот маршруты №10 и 16, похоже, окончательно канули в Лету. В отделе транспорта и рады бы их реанимировать, да вот перевозчики интереса к этим маршрутам не проявляют. «Маршрут №10 мы надеемся возобновить ближе к сентябрю, а вот 16-й, точно, нет», – добавил К. Жуматаев.
«ГАЗели» УХОДЯТ ПОСТЕПЕННО
Несколько лет назад в Шымкенте началась кампания по очищению городских улиц от пассажирских маршруток. Меры тогда принимались жесткие, но по большей части маршрутов, по которым курсировали «ГАЗели», сейчас бегают автобусы.
«Резко перейти на автобусы мы не можем. Но как только заканчивается срок договора с тем или иным перевозчиком по маршруту, который обслуживали «ГАЗели», мы выставляем этот маршрут на тендер как автобусный. То есть перевозчик, который заинтересован в приобретении маршрута, понимает: «ГАЗели» на этом маршруте использовать он не сможет. Например, все знают маршруты №№20 и 120. На протяжении многих лет их обслуживали только «ГАЗели». Но сейчас по этим маршрутам ездят только автобусы», – рассказал заведующий сектором.
МОЙ БИЛЕТИК? – ВАШ БИЛЕТИК
Непонятной остается ситуация и с обилечиванием пассажиров. Согласно правилам перевозки пассажиров, кондуктор обязан продавать билеты, но «В Налоговом кодексе нет такого понятия, как билет в городском общественном транспорте. Поэтому мы как-то воздействовать на кондукторов не можем. Сегодня нет четкого ответа на вопрос: для чего нужны билеты. В советское время, понятно, именно билеты позволяли отследить пассажиропоток, и, как следствие, выставлялся план. Но сейчас что с этим делать? Ведь перевозчики – частники», – развел руками Куат Жуматаев.
Проблем в системе пассажирского транспорта немало. Это, помимо вышеперечисленных, и любители устраивать заезды «Формулы-1», где в качестве болида выступает автобус с пассажирами. Это и хамство, которое, увы, встречается среди кондукторов. Понятно, что уследить за всем сложно. Если вы столкнулись с несоблюдением графиков или вас интересует график движения того или иного маршрута, вы можете позвонить в центральную диспетчерскую службу. По всем остальным вопросам – непосредственно в сектор коммуникаций и транспорта.
Саида ТУРСУМЕТОВА