Шымкент готовится к Романсиаде. Пока ценители оперного пения считают дни до этого значимого культурного события, местные исполнители совершенствуют свое мастерство.
Перед жюри, а уж тем более перед таким авторитетным, какое будет судить конкурсантов на нынешней Романсиаде, солистка театра оперы и балета Балнур Жаппарова не выступала семь лет. В 2006 году, еще участь в колледже, девушка стала дипломантом этого международного конкурса. Тогда и дала себе слово набраться опыта и обязательно победить. Сейчас Балнур считает себя готовой помериться голосом с другими участниками.
«Нужно обязательно выбрать тот романс, который больше всего нравится, — говорит Балнур Жаппарова. — Тогда петь будет легко и контакт со зрителями наладится. Думаю, на этот раз у меня есть шанс на успех. Ну, а если не смогу победить, буду пробовать еще. Мне всего 25 лет, так что еще есть время. Ведь победитель получит право выступить на Московской романсиаде. А там, говорят, ограничение по возрасту — исполнителю должно быть не больше 28 лет».
Совершенству предела нет, считает художественный руководитель театра Ерлан Жандарбай. Поэтому маэстро настаивает, чтобы его подопечные репетировали снова и снова, оттачивая свое мастерство.
«Главное — голос и артистичность, — говорит художественный руководитель театра оперы и балета Ерлан Жандарбай. — Это первое, на что жюри обращает внимание. Все остальное, включая костюм, только дополняют общую картину. Я думаю, что наши ребята будут достойно смотреться среди остальных участников. Тем более что они оперные певцы. А арии из опер петь гораздо сложнее, чем романсы. При исполнении арий нужно четко придерживаться определенных рамок. А романс гораздо мягче, гибче. В нем больше места для творчества».
Оценить голоса и артистичность всех участников 16 Казахской романсиады южноказахстанцы смогут 3 октября. Конкурс будет проходить в оперном театре с 12 часов дня и до прослушивания последнего участника. 4 октября в 19 часов также в оперном театре состоится гала-концерт, попасть на который можно будет только по пригласительным билетам.
История конкурса
Шестнадцать лет назад газета «Южный Казахстан» выступила с идеей проведения в Шымкенте конкурса исполнителей русского романса, который быстро обрел большую популярность. Пройдя стадии городского, областного и республиканского состязания, Романсиада вышла на международный уровень, в чем сказалась большая заслуга главного редактора «ЮК» того периода Юрия Кирюхина.
Цели и задачи конкурса
Пропаганда жанра романса как альтернативы засилью поп-культуры. Приобщение молодежи к классическим музыкальным жанрам. Поиск и поддержка творчески одаренной молодежи. Укрепление межгосударственных культурных связей.
Организаторы конкурса
Управление культуры Южно-Казахстанской области, областная общественно-политическая газета «Южный Казахстан», областной славянский культурный центр. Председатель оргкомитета — главный редактор газеты «Южный Казахстан» Марина Лимаренко
Жюри конкурса
Преображенская Галина Сергеевна — заслуженный деятель культуры РФ, заслуженная артистка России, председатель жюри
Ливанов Аристарх Евгеньевич — народный артист России
Петриченко Оксана — официальный концертмейстер Московской романсиады
Ниязова Айгуль — заслуженный деятель искусств РК
Кирюхин Юрий Георгиевич — председатель областного славянского культурного центра
Воронцов Игорь — заслуженный артист Кыргызстана
Раджабов Аваз Акбарович — народный артист Узбекистана
Абилов Шахимардан — заслуженный артист РК, профессор
Жандарбай Ерлан — художественный руководитель театра оперы и балета
Время проведения конкурса
3 октября 12.00 — торжественное открытие конкурса в театре оперы и балета с участием лауреатов Московского международного конкурса Куспаковой Гульнары и Дудинского Сергея (Москва)
15.30 — конкурсная программа
4 октября в 19.00 — гала-концерт в театре оперы и балета (вход по пригласительным билетам)
Особенностью нынешнего конкурса станет проведение мастер-классов. Аристарх Ливанов проведет его для театральных артистов. Айгуль Ниязова, Оксана Петриченко, Аваз Раджабов поделятся мастерством со студентами музыкального колледжа.