О нелегкой службе южноказахстанских пограничников

972
Хоть и спокойно на границе, наши защитники не расслабляются. С закатом солнца служба тоже не заканчивается
Пограничник – это универсальный солдат, который на протяжении всего срока службы проходит школу выживания
Пограничник – это универсальный солдат, который на протяжении всего срока службы проходит школу выживания

Уже по дороге к месту службы пограничников испытываешь себя на прочность. До заставы «Тамды» в Шардаре никакого тебе асфальта, а только песок, холмы и канавы. Два часа тряски на КамАЗе мы с телеоператором пережили в более-менее комфортных условиях салона. А вот бойцы в полной экипировке в знойную жару да еще и в кузове…

«Привыкли мы уже ко всему. За нарушителем бы гнались зимой, тогда бы вы действительно почувствовали себя как в космосе», – смеется водитель Талгат Боранбаев.

Вообще военные немногословны – обязались хранить государственные секреты. Сразу вспомнил свою службу в «погране», которая пришлась на годы, когда на заставе «Арканкерген» Челах застрелил 15 человек, когда под Шымкентом потерпел крушение Ан-72 с руководящим составом ПС КНБ, когда у себя в кабинете застрелился начальник погранакадемии… Но эти трагедии не повлияли на морально-психологическую обстановку в войсках. У пограничников не принято показывать слабости и жаловаться. Служба эта не для нежных душой. Устроиться сюда по контракту или на срочную службу можно только после долгой проверки в военкоматах: не только физической, а больше психологической. И вот почему: какой городской обыватель вытерпит жизнь в палатке посреди степи, где даже вода – типичный элемент цивилизации – из крана не течет. Терпение нужно недюжинное, чтобы привыкнуть к такому быту. От голода и жажды никто не страдает, а чтобы как-то скрасить однообразный ландшафт, даже посадили цветы, но как бы там ни было условия суровые. И зимой, и летом, вдали от общества, в песках на заставе «Тамды» дислоцируются бойцы пограничной службы Комитета национальной безопасности. Еду готовят сами (благо не на костре, а на электрической плите – есть генератор энергии), стирают сами, сами ремонтируют – все сами. Комфортом жизнь пограничников обделена.

Приехав сюда, по городской привычке тянешься за мобильником. Солдаты смеются – такое удовольствие на краю родины недоступно. Связь, конечно, есть, но по секретным служебным спутниковым линиям. Последние новости из жизни не обсуждают, военные только докладывают, отдают и получают приказы шифрованными фразами. Так что от гражданской жизни пограничники абсолютно изолированы. Не у каждого психика такое выдержит. Обычный человек, не поговорив с друзьями и родными, уже через день начинает чувствовать дискомфорт, а у военнослужащих уставной порядок общения постоянно: «есть», «понял», «разрешите обратиться»… Один из офицеров недостаток обычного социального взаимодействия устранил – арендовал чабанский домик на лето и перевез жену и детей. Они теперь на себе испытали, какая работа у папы. Другие пограничники с родственниками видятся редко – только когда уходят в увольнение или отпуск. Чтобы вытерпеть тяготы и лишения воинской службы, нужно иметь железную волю – долг перед родиной обязывает.

Из развлечений разве что спорт – любят погранцы мяч погонять. Есть и телевизор, свежие выпуски прессы привозят – чтобы уж совсем солдаты не одичали и имели представление об обстановке в мире и Казахстане.

Личный состав погранзаставы «Тамды» охраняет почти 40 километров казахстанско-узбекистанской границы
Личный состав погранзаставы «Тамды» охраняет почти 40 километров казахстанско-узбекистанской границы

Местность заставы военные уже изучили вдоль и поперек. Знают, какие травы растут и какая живность обитает. «Вон, смотрите, варан пробежал, а вон суслик, – указывает офицер Дастан Жунусов, а потом демонстрирует фотографии: – Вчера снимок сделал как раз в палатке, где вы будете ночевать. Эта фаланга забралась на стол. А этого каракурта из одеяла вытряхнул». Бойцы знают и флору, и фауну и по солнцу время определить могут, и по звездам ориентироваться умеют. Пограничник – это универсальный солдат, который на протяжении всего срока службы проходит школу выживания. Задача предельно ясна – не допустить пересечения границы нарушителями. А для этого нужно уметь действовать в любой обстановке, даже самой стрессовой.

Личный состав погранзаставы «Тамды» охраняет почти 40 километров казахстанско-узбекистанской границы. Здесь на подъем дается только 45 секунд. Пограничная служба не терпит промедления – каждая секунда на счету. Здесь нет слов «не могу» и «не хочу». Приказ об охране государственной границы выполняется беспрекословно. Боевая деятельность не останавливается ни на секунду. Снаряжение, построение на плацу, инструктаж, приказ – все за считанные минуты… И снова в наряд. Одна группа выезжает в дозор, другая – на наблюдательную вышку. Необходимо обеспечить охрану каждого метра границы.

Начальник пограничной заставы «Тамды» Сержан Абеугалиев рос в приграничном городе Ушарал, каждый день видел пограничников и хотел, как и они, с автоматом в руках охранять рубежи страны. В 2011 году окончил погранакадемию и теперь в звании старшего лейтенанта командует заставой. Осматривая территорию в бинокль с вышки, рассказывает, что в прошлом году здесь предотвратили незаконный перегон почти полутора тысяч голов мелкого рогатого скота из Казахстана в Узбекистан. А в 2014 году ничего незаконного вообще не зафиксировали – нарушители сюда уже не суются. Знают, что погранцы не спят.

Хоть и спокойно на границе, наши защитники не расслабляются. С закатом солнца служба тоже не заканчивается. После боевого расчета на плацу начинается усиленная охрана границы. В любой момент может быть объявлена команда «В ружье!». И даже те, кто отдыхал после наряда, за считанные секунды снаряжаются и выезжают на защиту границы. Ночь, день, сон, отдых, обед – охрана рубежей превыше всего. Служба не прекращается ни на минуту, мы сами были тому не сторонними свидетелями. Поэтому спали в палатке без задних ног, разве что посреди ночи разбудил холод, пришлось укрыться одеялом. В этой пустыне днем столбик термометра поднимается выше 50 градусов, а после захода солнца становится очень даже прохладно.

Хоть и спокойно на границе, наши защитники не расслабляются. С закатом солнца служба тоже не заканчивается
Хоть и спокойно на границе, наши защитники не расслабляются. С закатом солнца служба тоже не заканчивается

Ранним утром, когда солдаты проводят ежедневную физическую подготовку, выдвигаемся смотреть другую заставу. Снова экстремальная езда по бездорожью. В пункт назначения, как говорят военные, прибываем без происшествий. Та же степь, только посреди нее не палатки, а капитальные постройки. Казармы, склады, баня, боксы для техники, дома для семей офицеров и контрактников. Заставу «Арнасай» в Шардаре открыли в 2010 году.

Старшина Даулет Жусипалиев показывает условия быта военнослужащих. В бане три бойлера, три душа и электрическая парилка. После помывки чистить ее вручную не нужно, все автоматизировано. Точно гражданская сауна. На заставе «Арнасай» солдаты даже портянки вручную не стирают – в прачечной установлены машины-«автоматы».

Следующий объект экскурсии – «святая святых» – склад для хранения продовольствия. «Мы всем необходимым сейчас обеспечены, а не как раньше, солдаты теперь никогда голодными не ходят, – радуется Даулет Жусипалиев. – Все выдается по нормам – самые качественные продукты».

Рацион современного пограничника богатый: мясо, рыба, яйца, масло сливочное, фрукты, овощи, соленья-варенья, крупы, спагетти… На складе действительно изобилие продуктов.

«Даже икра «заморская баклажанная» есть», – шутит старшина. Пьют бойцы молоко, чай высшего сорта, кофе, минеральную воду и натуральные соки (причем самой дорогой на рынке марки). Не служба, а мед! Его, кстати, по 20 граммов выдают личному составу на завтрак.

На обед пограничников кормили супом, в котором действительно много мяса, кашей пшенной с мясными консервами, свежим салатом, фруктами. Запивали все это натуральным апельсиновым соком. Хороший солдат – сытый солдат. На заставе это отлично усвоили.

Обед обедом, а служба тут по расписанию. Помимо выполнения боевых задач, у пограничников никогда не останавливаются тренировки. Часть военных вспахивает землю – но не картошку сажать, а совершенствовать навыки. На контрольно-следовой полосе пытаются по следам определить, куда ушел нарушитель. «По отпечаткам подошвы пограничник понимает, двигался ли незаконно пересекший границу с грузом или без. А еще нарушители пытаются обмануть – двигаются спиной вперед, даже копыта животных прикрепляют и ходят на четвереньках. Но нас не обманешь», – говорит Айдос Ахмедов.

Если человеку не удалось по следам вычислить нарушителя, то на помощь приходит верный помощник пограничников – собака. Псов на заставе тоже ежедневно тренируют, чтобы не потеряли навыки, иначе комиссуют раньше предельного срока службы – 8 лет.

Старший вожатый служебных собак Жарылкасым Сариев гордо демонстрирует бельгийскую овчарку по кличке Гром. «Он по запаху найдет и даже поможет задержать нарушителя, если тот не успел далеко уйти», – хвалит пса Жарылкасым.

Если человеку не удалось по следам вычислить нарушителя, то на помощь приходит верный помощник пограничников – собака
Если человеку не удалось по следам вычислить нарушителя, то на помощь приходит верный помощник пограничников – собака

На собаку надейся, а сам не плошай! Во время охраны границы приходится пограничникам и стрелять. Начальник заставы «Арнасай» Бауыржан Сериков показывает «Ниву» со следами от пуль автомата. «Из Казахстана в Узбекистан хотели провезти медикаменты на пять миллионов тенге. Контрабандисты пытались оказать сопротивление, и наряду пришлось открыть огонь», – рассказывает капитан.

В этом году бойцы заставы не допустили незаконного перевоза 540 килограммов рыбы, 2600 литров спирта, задержали 12 человек, пытавшихся незаконно пересечь границу.

В сентябре и октябре на казахстанско-узбекистанской границе будет горячо, говорят пограничники. Нарушители активизируются в это время – чабаны пытаются перегнать скот, а рыбаки провезти свой улов. Колючая проволока для них не преграда. Но пограничники всегда готовы принять вызов. Даже в мирное время они в состоянии боевой готовности. Поэтому государственная граница на замке.

Виталий МАНТРОВ

Реклама