Неимоверная жара, ветер, слепящий пылью глаза, проливной дождь, снег, превращающийся в кашу… В любую погоду ежедневное место встречи большинства горожан – автобусная остановка. Старые корявые или новенькие, с удобными лавками и совершенно без них, но именно остановки на какие-то пятиминутки делают нас единым целым. Под своей крышей они объединяют стариков и детей, безработных и служащих. И остановки, если не считать вечных споров о «правости» водителей или пешеходов, чаще всего становятся предметом бурных обсуждений.
Фразой «Не с вопросом ли об остановке «Север» я пришла?» встретил меня на пороге кабинета Наурыз Сугралиев, заведующий сектором транспорта и коммуникаций отдела ПТ и АД Шымкента. Услышав ответ «не только», он тем не менее начал с переноса крупной микрорайоновской остановки.
«Работа по переносу остановки «Север» велась несколько месяцев, – рассказал Наурыз Сугралиев, – мы получили распоряжение городского акима «разобраться» с остановкой. Совместно с дорожными полицейскими наши специалисты мониторили пассажиропоток и автонагрузку. Дело в том, что эта остановка находилась перед самым перекрестком, а автобусы и маршрутки стояли в два ряда, что затрудняло движение остального транспорта и создавались заторы. Остановочного кармана не хватало для прибывающих автобусов, и остановка стихийно растянулась как раз до самого перекрестка. После анализа ситуации и было принято решение о переносе. По правилам общественный транспорт должен ссаживать-брать пассажиров в месте, которое расположено после перекрестка или пешеходного перехода. И остановка должна быть установлена не менее чем в пятнадцати метрах от перехода. Это правило, в первую очередь, стоит на страже безопасности самих пешеходов».
Все перенесенные городские остановки устанавливаются с соблюдением градостроительных СНиПов. Согласно СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов» расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта и населенными пунктами в пределах территории поселений должны быть для автобусов – 400-600 метров. И если горожане вдруг обнаружат несоответствие, стоит сообщить об этом в транспортный отдел.
СПРАВКА
Чтобы установить остановочный комплекс или, при отсутствии свободной земли, знак «Остановка», необходимо написать письмо-обращение в отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента. Коллективное письмо обязательно будет рассмотрено, специалисты проверят сформировавшийся на данном участке маршрутов общественного транспорта пассажиропоток, и при положительном результате остановка обязательно появится. Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог находится по адресу: г. Шымкент, ул. Акпан батыра (перекресток ул. Жибек жолы), 108, 3-й этаж.
«К нам поступает много жалоб от горожан, – пояснил заведующий сектором, – но дело в том, что большинство из них противоречат друг другу. Одни жители хотят остановку прямо перед домом, другие – жители этой же улицы – категорически против. К тому же не всегда находится участок свободного места для установления остановочной конструкции. В этом случае мы направляем предписание в управление дорожной полиции, их специалисты согласовывают с городским отделом ЖКХ, и после всех процедур устанавливается дорожный знак «Остановка общественного транспорта»…»
Сегодня количество остановок в Шымкенте выросло до 900 – за счет присоединенных к городу районов. В способе добраться от автовокзала до новых районов произошли изменения. Если раньше водители пригородного транспорта не имели права останавливаться на городских остановках, то сейчас этот запрет отменили – пассажир может сесть в нужный автобус на любой остановке по ходу движения транспорта.
Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного транспорта должна быть не более 500 метров – возвращаемся мы к теме подхода к остановкам. «Да, так предусматривается градостроительными правилами, – объясняет Наурыз Сугралиев. – Однако на дорогах скоростного движения пешеходные переходы предусматриваются с интервалом до 800 метров, на магистральных улицах – 300-400 метров. В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 метров, в зонах массового отдыха и спорта – не более 800 метров от главного входа. И повторюсь, главное здесь – безопасная совместная жизнь пешеходов и автотранспорта. Вопрос, что важнее, наверное, не актуален».
В градостроительных правилах есть и примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки, то есть в частном секторе, дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена до 600 метров.
Прелюбопытный пункт нашелся в градостроительных СНиПах. Специалисты рассчитали предельное время, которое должно быть соблюдено при размещении остановок, пешеходных переходов и светофоров, чтобы добраться до работы. Для работающих шымкентцев оно не должно превышать 37-45 минут. Если вы, уважаемые горожане, в заданное время укладываетесь, значит, все у нас с транспортными развязками в порядке.
Кстати, в городах Северного Казахстана собираются ставить «интеллектуальные остановки». Функций у «интеллектуальной остановки» много. Например, пассажиры смогут узнать, когда придет нужный автобус или на каком транспорте можно добраться из пункта «А» в пункт «Б», смогут скоротать время за просмотром новостей и рекламных роликов или пополнить баланс сотового телефона и т.д.
Любопытно, а в Шымкенте появится когда-нибудь подобное? В принципе, нам не обязательно ролики смотреть, баланс пополнять и всякое такое. Нам бы только знать заранее, когда придут ожидаемый автобус или маршрутка, и вообще… придет ли когда-нибудь… А так бы хотелось предсказуемости в этом важном для многих из нас вопросе. Но это уже другая тема для разговора.
Елена БОЯРШИНОВА