Коммунисты в парламенте борются за благосостояние граждан

198
Айкын КОНУРОВ, депутат Мажилиса Парламента РК

Айкын КОНУРОВ: «Внедрив социальный хлеб, правительство думает, что решило проблемы населения, но это не так».

Коммунисты в парламенте борются за благосостояние граждан

Айкын КОНУРОВ, депутат Мажилиса Парламента РК
Айкын КОНУРОВ, депутат Мажилиса Парламента РК

Какой должна быть адекватная цена на хлеб? Нужно ли экономить на стариках и есть ли смысл в новом законопроекте «о пенсионном обеспечении»? Что делать с неэффективными проектами и хорошо ли исполняется программа «Саламатты Казахстан»? Об этом и о том, какие конкретные проблемы удалось решить Коммунистической партии за время пребывания в мажилисе, рассказывает один из самых активных и ярких депутатов Айкын КОНУРОВ.

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
– Айкын Ойратович, как вы относитесь к субсидированию государством отечественных товаропроизводителей. И считаете ли вы правильным ограничивать российский импорт в связи с падением рубля?
– Меня поражает, как наши либералы при первых же конкурентных войнах начинают превращаться в махровых сторонников жёсткого регулирования экономики. Им теперь и границы закрой, и пошлины наложи, хотя совсем недавно ратовали за свободный рынок без ограничений. ЕАЭС – это репетиция вхождения в ВТО, а эффективность экономик в странах ВТО намного выше, чем наших союзников в ЕАЭС. Считаю, что в нынешних условиях закрываться различными санкциями от мира смысла нет. Активно участвовать в интеграционных процессах и при этом устанавливать барьеры – это всё равно, что дёрнуть стоп-кран, когда поезд только начал трогаться.
Другой вопрос, что наши промышленность и предприниматели оказались не готовы к конкуренции. Неэффективный менеджмент и высокие цены делают наши товары непривлекательными. Поэтому сегодня необходимо поддерживать наши предприятия, мотивировать бизнес, развивать человеческие ресурсы, использовать новейшие технологии. Девальвация – не самый действенный способ решения проблемы. Товаропроизводителям нужно учиться конкурентоспособности, чтобы в будущем выходить из сложных экономических ситуаций, оставаясь в плюсе. Правительство должно занять жёсткую, компетентную позицию в рамках ЕАЭС и ВТО, направленную на защиту интересов предпринимателей, и совместно с Нацбанком установить чёткие правила игры в денежно-кредитной политике.

– А как изменить ситуацию, когда госпомощь оказывается крупным предприятиям, а мелкие не могут взять кредиты даже под кабальные условия?
– В условиях рыночной экономики деньги, как вода для растения. Будет вода – будет рост. На фоне дефицита ликвидности, отсутствия интереса коммерческих банков к кредитованию сельского хозяйства предложение о создании специализированного госбанка для обслуживания этого важного сектора национальной экономики очень актуально. Его создание снимет множество проблем с кредитованием и субсидированием сельхозтоваропроизводителей как крупных, так и мелких. Единая и внятная, а не «подковёрная» политика выдачи денежных средств, единые требования и стандарты как в отношении залогов, так и кредитуемых субъектов приведёт к развитию отрасли.

За справедливые цены и достойные зарплаты
– Ваша партия предлагает модернизировать экономику. Как вы себе это представляете?
– Спекуляция при ценообразовании в Казахстане очень высокая. Наши ритейлеры, финансовый и сырьевой секторы, производственники, посредники – все уже привыкли к «сладкой» рентабельности при минимуме затрат, а также к постоянной господдержке. Если посмотреть на розницу, то невооружённым глазом виден процент рентабельности по товарам народного потребления, когда скидки на распродажах достигают до 80 %. Также ритейлеры не опустили цены и на продукты из России, хотя получили прямую выгоду при закупе в рублях до 45 %. Проекты первой пятилетки ФИИР при амортизации 5–8 % в год имеют износ на 20–40%, в сельском хозяйстве вообще «поле не пахано» – до 80 % техники подлежит списанию. Думаю, что государство, прямо и косвенно помогая бизнесу, вправе требовать повышения его эффективности, справедливого ценообразования и распределения прибыли, я имею в виду фонды оплаты труда. Кто платит, тот и заказывает. Власти должны понять, что без достойных зарплат не будет хорошей производительности труда и покупательной способности.

– А какой, по-вашему, должна быть адекватная цена на хлеб? Помнится, вы как-то предлагали цену в 300 тенге.
– Цену на хлеб должен формировать рынок. И хлебопёки, и министр сельского хозяйства озвучивали цену в 90 тенге, при которой будет баланс цены и качества хлеба. А моё предложение о поднятии цены на хлеб до 300 тенге было лишь провокацией, чтобы привлечь внимание властей к вопросу проддоступности. Согласно официальной статистике, более 34000 казахстанцев проживают ниже черты бедности с доходом ниже 8546 тенге. Количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию в 34847 тенге, составляет 122823 человека. При ежемесячных расходах на коммунальные услуги в 10000 тенге проезд в общественном транспорте в 6000, продукты питания в 20000, услуги, товары повседневного спроса, лекарства в 18000 тенге и прочие расходы в 6000 тенге прожить на такие доходы невозможно. Внедрив социальный хлеб, правительство думает, что решило проблемы населения, но это не так. Кроме него наши граждане должны иметь в рационе мясо, рыбу, молочные продукты, крупы, овощи и фрукты. В семьях с низким доходом, где на столе только полусырой социальный хлеб и пачка майонеза, нужно ждать ухудшения здоровья людей, ведь они недополучают полезные витамины, белки, минералы.

– Вы можете предложить какой-то выход из ситуации?
– Мы предлагаем разработать госпрограмму по продпомощи населению, которая также будет содействовать поддержке наших производителей и переработчиков сельхозпродукции и обеспечению реальной продовольственной независимости страны. Кстати, об этом даже заговорили банкиры на так называемом «тайном» совещании, но они это рассматривают со своей «колокольни». Мы же видим это в компенсировании недостающей части доходов домохозяйств до 60000 тенге на одного члена семьи. Деньги, начисляемые на карту с чипом, можно будет потратить в магазинах только на продукты питания казахстанских производителей, кроме подакцизных товаров. Такие программы продовольственной помощи населению или стимулирования потребительского спроса есть во многих развитых странах мира и хорошо себя зарекомендовали. Это тот редкий случай, когда довольны и предприниматели, и потребители.

ОСТАВЛЯТЬ НАРОД БЕЗ ЖИЛЬЯ – ЭТО КОЩУНСТВО

– Вы курируете проект ОФ «Жардем». Чем занимается этот фонд?
– Это совместный проект с КНПК. Наша цель – оказать правовую помощь проблемным банковским заёмщикам. В рамках проекта заработал сайт www.жардем.kz, где можно заполнить онлайн-форму и задавать вопросы. Данной проблемой занимались многие, но решить её не удалось ещё никому. Когда заёмщик и банк на основе двухстороннего договора прописали и подписали свои обязательства друг перед другом добровольно, то потом трудно бороться в суде. Суды в рамках действующих законов и заключённых договоров занимают сторону банка, как пострадавшей стороны. Многие пытались на волне эмоций добиться тотального списания кредитов, выходили на митинги, акции протеста. Ничего из этого не сработало. Когда партия по обращению граждан приступила к разбирательству по проблемам, выяснилось, что, кроме эмоций в судах, у многих ничего нет. Мы решили собрать воедино и проанализировать проблемы наших граждан, увязших в борьбе с банками и ипотечными компаниями, а также привлекли к этому профессионалов и самих же ипотечников. Некоторые казахстанцы по объективным причинам не могут временно исполнять свои обязательства перед банками. К примеру, если человек лишился работы в связи с кризисом или потерял трудоспособность. «Душить» изъятиями единственного жилья нельзя. В погоне за статистикой, рейтингами и прибылью наши банки совсем забыли о социальной ответственности. Не стоит забывать, что государство поддерживало банки второго уровня, что позволило им выжить в условиях кризиса. Они не должны забывать, что госденьги – народные, а оставлять народ, являющийся источником власти, без крыши над головой – это кощунство.

– Что, по-вашему, может решить эту проблему?
– Нужно выкупить у банков проблемные квартиры, поставить их на баланс местных исполнительных органов с сохранением преимущественного проживания бывшего собственника в уже арендованной у государства квартире. Думаем, что так будет справедливо. Люди останутся с крышей над головой, власти – с жилищным фондом, ведь всё равно строят соцжильё и не успевают.

НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА СТАРИКАХ

– Кощунство ещё и предложение «экономить» на пенсионерах, проживающих в домах престарелых. Вы тоже поддерживаете эту идею?
– Мы социальное государство, и наш долг заботиться о каждом гражданине вне зависимости от национальности, возраста и социального положения. Считаю, что пенсионеры – это не та статья расходов, на которой стоит экономить. Есть и другие категории граждан, которые находятся на гособеспечении. Это прежде всего чиновники высшего ранга и работники квазигосударственного сектора. Будет правильно сократить расходы на эти категории. Акимы районов раньше радовались новой «ниве», а сегодня хотят ездить только на джипе, у которого 1 колесо стоит 70000 тенге. Чиновники должны жить скромнее. Да и президент в Послании говорил, что кризис не отразится на соцобеспечении граждан.

– Согласна. А как вы думаете, изменится ли положение нынешних пенсионеров с принятием нового законопроекта «о пенсионном обеспечении»?
– Планируется, что базовая пенсия в Казахстане будет зависеть от стажа работы. А в течение ближайших 30 лет в стране будут действовать солидарные пенсионные выплаты. За основу нашей пенсионной системы была взята чилийская модель, где реформа осуществлялась в условиях значительного роста экономики. Однако если в Чили всего 8 % населения пенсионного возраста, в Казахстане 15,5 %, если там на одного пенсионера приходится 12,8 занятых, у нас 7,7. Со спадом в экономике Чили пришлось сворачивать и накопительную систему. Анализ Концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года показал, что данная модернизация не даст должных результатов, не обеспечит адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни на пенсии, как хотелось бы. К примеру, молодой специалист получает зарплату в 116 тысяч тенге. За 40 лет его пенсионные отчисления с вознаграждениями составят 6,5 млн тенге. Поделим их на 10 лет, и к ежемесячной выплате приходится 54 тысячи тенге плюс с 2017 года 5 % отчисления за счёт работодателя, это порядка 25 тысяч тенге плюс 100 % от прожиточного минимума, условно 40 тысяч тенге. Итого получим пенсию в 119 тысяч тенге. Ну что такое 119 тысяч тенге через 40 лет? При нынешней инфляции эта цифра равнозначна сегодняшней средней пенсии в 47392 тенге.

САМАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ

– Какие проблемы были вами решены за время пребывания в мажилисе?
– Нами были проанализированы и раскритикованы государственные и отраслевые программы развития. Досталось и разработчикам, и реализаторам программ «Ак Булак», «Агробизнес», «Дорожная карта занятости», развития моногородов. Нами впервые с парламентской трибуны было озвучено про то, что государством выделяются значительные средствана решение социальных проблем, а они не решаются. Хорошо прошлись коммунисты по квазигосударственному сектору, который, получая огромные госсредства, развивается неэффективно и прячет прибыль. Поставленные президентом задачи по развитию экономики не смог выполнить и Банк развития Казахстана, спрятав «токсичные» 2012 миллиардов кредитов в инновационный фонд, где эти долги тихонечко списываются. Мы выступили против рекламы IPO как народного, ведь у простых людей нет денег спекулировать на этом рынке. Время показало, что нынешние игроки на рынке акций IPO терпят убытки. Жёсткое противостояние с правительством было и по модернизации пенсионной системы. Фракция не поддержала законопроект. Мы также голосовали против повышения налогов на транспорт и имущество. 3 года подряд мы были против отчёта правительства об исполнении Республиканского бюджета. В зачёт себе мы ставим возврат к вопросу строительства НПЗ и демонополизации оптового рынка ГСМ. Наше предложение о строительстве арендного соцжилья за счёт госсредств нашло отражение в декабрьском Послании президента. Актуальная сейчас тема девальвационных ожиданий, и по этой причине коллапса в экономике была озвучена фракцией ещё в середине прошлого года запросом на имя премьер-министра и председателя Нацбанка. Мы предупреждали, что без чётких правил игры доверия к национальной валюте ждать не стоит. Мы были правы, вклады населения и предприятий, активы банков замерли в валюте, налицо был кризис неплатежей.

В ПОГОНЕ ЗА ПОКАЗАТЕЛЯМИ

– Айкын Ойратович, на сайте Минздрава появилась информация о подготовке очередной программы «Саламатты Казахстан», теперь до 2020 года. По-вашему, целесообразно её разрабатывать, когда качественное исполнение предыдущей, рассчитанной до 2015 года, под большим сомнением?
– В погоне за показателями потерялся смысл здравоохранения – помощь человеку. Люди жалуются на формальный «палочный» подход к больному и на коммерциализацию услуг, когда бесплатное больше выглядит как приманка и потом за успешное завершение лечения приходится хорошо приплачивать. Если прислушаться к общественному мнению, то программа «Саламатты Казахстан» была хорошо задумана, но плохо исполняется на местах. Кроме того, население полагает, что негативное влияние на реализацию программы оказывают такие факторы, как коррупция в сфере здравоохранения, дефицит медицинских кадров, недоверие населения к отечественной системе здравоохранения, отсутствие контроля над исполнением программы. Надеюсь, что в новой программе будут учтены все промахи и недочёты предыдущей.

Алина АЛЬБЕКОВА
«Мегаполис» №7 (712) 23 февраля 2015

Реклама