Кому в Кентау жить хорошо

488
Кентау

«Трансформаторный завод из Кентау переезжает в Кустанай, и всех работников сейчас увольняют. Это последний гвоздь в гроб Кентау», – такую новость я услышала накануне поездки в Кентау в составе журналистского десанта. Одно удивляло: если так плохи дела у завода, как же он мог войти в список «национальных чемпионов». Потому-то хотелось увидеть собственными глазами завод со столь противоречивой славой.

Кому в Кентау жить хорошоПресс-тур на производство ТОО «Alageum Electric», сердцем которого и является кентауский трансформаторный завод, был организован в рамках программы «Лидеры конкурентоспособности – Национальные чемпионы».

Попасть на территорию завода непросто даже в составе такой многочисленной журналистской делегации. Прежде всего с нами провели подробный инструктаж по технике безопасности, выдали каски, которые категорически запрещено снимать на территории завода. Но даже они не давали нам права идти дальше. Следующая мера предосторожности – металлорамка. Почему-то вспомнилось, что похожую процедуру обычно проходишь во время визитов главы государства. Впрочем, это совсем другая история.

Итак, завод поразил с первого взгляда. Чем, спросите вы? Представьте огромную территорию предприятия, на которой вы не найдете ни одного листочка (хотя осень и листопад) во дворе, ни одного бычка даже в специально отведенных местах для курения, ни намека на пыль в производственных цехах! Было ощущение, словно тысячи невидимых рук неустанно работают над тем, чтобы на стратегически важном объекте всегда царила идеальная чистота. Такое положение дел плохо вписывалось в историю с закрытием и упадком, якобы царящим на предприятии.

Кому в Кентау жить хорошоЗа свою жизнь предприятие видело и расцвет, и упадок, а с вхождением в группу компании Alageum Electric у завода открылось второе дыхание и его доходы за 15 лет увеличились в 100 (!) раз. Вы все еще хотите поговорить об упадочности?

Но мы не были бы журналистами, если б не попросили руководство предприятия прокомментировать слухи как о тотальном сокращении кадров, так и о переезде предприятия.

«Я думаю, такого рода слухи появляются по причине информационного вакуума. Мы ведь особо не распространяемся о нашей работе – делаем свое дело, и для нас это главное, – говорит управляющий директор предприятия Кайрулла Кожабаев. – Сокращение на предприятии действительно было. В прошлом году по целому ряду причин мы сократили одного работника. Сейчас на предприятии трудятся 1200 человек. Кроме того, ежедневно на заводе проходят практику 465 студентов нашего колледжа, обучающихся по дуальной системе. То есть с утра они обучаются в колледже, а после обеда – работают на заводе, тем самым подкрепляя свои знания практикой. А что касается разговоров о переезде, то компания только в наш завод инвестировала свыше 100 млн. долларов США. Сейчас мы отстроили два новых корпуса, в которые было вложено свыше 2 млрд. тенге. В эти два корпуса мы устанавливаем самое современное технологическое оборудование».

Модернизируя предприятие, не забывают здесь и историю. И пусть сейчас уже не осталось тех, кто когда-то выпустил самый первый трансформатор, имена ветеранов занесены в книгу истории предприятия.

«Наш завод был образован в 1959 году. На нем выпускалось порядка 140 видов трансформаторов. Сейчас мы ежемесячно производим продукции на сумму 1 млрд. – 1 млрд. 200 тысяч тенге. Причем около 30% – на экспорт. Мы продаем трансформаторы в Россию и страны ближнего зарубежья», – продолжает управляющий директор.

Кому в Кентау жить хорошо
Кентау

Похоже, есть у руководства и собственный рецепт борьбы с кризисом, потому что вопреки всем финансовым сложностям и неустойчивости национальной валюты объемы заказов на этом предприятии только растут. «И тому есть несколько причин, – поясняет Кайрулла Кожабаев. – Во-первых, это качество нашей продукции, во-вторых, соблюдение сроков поставки, в-третьих, профессионализм кадров, работающих на предприятии. Потому-то на фоне предприятий, испытывающих трудности в кризисный период, мы смотрим в будущее с уверенностью. Слабый тенге, конечно, оказывает определенное влияние. Есть некоторая нестабильность, но мы стараемся быть очень гибкими в этих условиях. Ежедневно отслеживаем ситуацию на рынке, стоимость наших материалов и конечной продукции. Ведь из-за роста цен на комплектующие растет и цена наших изделий. И мы должны вовремя просчитывать возможные варианты снижения стоимости. Кроме того, мы рассматриваем пути борьбы с кризисом. Сокращением кадров мы проблему не решим – она не исчезнет, а вот мы лишимся наших специалистов. Поэтому мы и говорим: решить этот сложный вопрос можно лишь одним способом – обеспечить работой каждого из 1200 наших работников. Если же говорить о динамике роста прибыли в кризисный период, то в начале года мы производили продукции на 500-600 млн. тенге в месяц. Сейчас на 1 миллиард 200 тысяч. Кроме того, уже сегодня на последний месяц года у нас размещен заказ на два млрд. тенге. Чтобы завод работал, не испытывая финансовых трудностей, мы должны ежемесячно производить продукции на полтора миллиона. Таково требование рынка. И у нас уже есть договоренности на эти объемы».

Сегодня руководство предприятия не без гордости говорит, что завод является лидером в сфере электрооборудования в мире. И тому есть все основания: «В начале года мы были на встрече глав трансформаторных заводов России, Казахстана, Турции. Сейчас мы по всем параметрам (внедрение новых технологий, развитие высококвалифицированных кадров) лидируем не только в рамках Казахстана или СНГ – мира! – не без гордости говорит управляющий директор. – Это стало возможным благодаря поддержке и госпрограммам правительства. И это гордость не только Кентау, но и всего Казахстана. Потому что мы даем людям работу, поддерживаем наших работников, участвуем в социальных проектах, платим налоги. Сейчас перед нами стоит амбициозная задача. Наша компания должна стать национальным брендом. Недавно представитель турецкой компании рассказывал, что во время выставки в Москве он поинтересовался у ведущих в нашей сфере экспертов, какая электротехническая компания СНГ в ближайшие 10 лет будет занимать лидирующие позиции на рынке. Российские специалисты ответили – компания Alageum Electric. А ведь сердце этой компании – наш трансформаторный завод. Поэтому мы и хотим, чтобы при упоминании Казахстана появлялась ассоциация с Alageum Electric».

Предупреждая возможные возгласы насчет богатеющего руководства и бедствующих работяг, прошу вас навскидку привести пример хотя бы одного предприятия, которое за последнее время вручило бы ключи от квартир своим специалистам. Не получается? Вот и у меня не получилось вспомнить. «Для поддержки наших специалистов мы капитально отремонтировали 48-квартирный дом, который расположен неподалеку от завода, и выделили в нем квартиры нашим работникам. Беспроцентно и без первоначального взноса, сроком на 10 лет. То есть, живя в этих квартирах, наши сотрудники могут полностью за них рассчитаться в течение десяти лет», – продолжает Кайрулла Кожабаев.

Кому в Кентау жить хорошоЗа разговорами проходим в цех, который уже стал гордостью завода. Здесь собираются уникальные тяговые трансформаторы на электровозы. С этими трансформаторами на предприятии связывают большие надежды. И очень небезосновательные.

«Наши специалисты рассмотрели возможность внедрения в производство новых видов трансформаторов. Итогом этих изысканий стало производство тяговых трансформаторов для электровозов. Продаем мы их в Россию. Несмотря на их дороговизну на них очень высокий спрос. Настолько, что сейчас мы всерьез задумываемся о строительстве отдельного корпуса для цеха по производству именно таких трансформаторов. В Средней Азии они производятся только у нас. В России есть один завод, но руководство российских железных дорог решило разместить свой заказ в полном объеме именно у нас. В целом же наши основные клиенты – это национальные компании – «Казмунайгаз», «Казакстан темир жолы». Есть и заказчики из Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Афганистана. Но самый крупный наш заказчик, конечно, Россия», – говорит Кайрулла Кожабаев.

Еще одна гордость предприятия – вакуумные включатели. «Раньше мы приобретали их у других компаний. Теперь же производим сами. Вакуум в данном выключении служит для гашения электрической дуги. Он необходим для операций включения-отключения электрического тока в электроустановках», – поясняет инженер-конструктор Ерик Нуртазаев.

Пока руководство проводило экскурсию для журналистов, на предприятии вовсю шла работа. Нажатием маленькой кнопки приводились в движение краны-многотонники, рабочие выполняли свои обязанности выверенно и четко. Так, как и полагается на предприятии, где главное условие, гарантирующее стабильность и уверенность в будущем, – слаженная работа каждого.

Уже в машине, по дороге домой одна из коллег заметила: «Если бы я жила в Кентау, я хотела бы работать на этом заводе».

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама