Что ты дал независимости? И что независимость дала тебе?

1137

В эти юбилейные дни, когда страна отмечает 25-летие Независимости страны, вполне уместно задаться вопросами: «Что ты дал независимости? И что независимость дала тебе?». Мы адресовали эти вопросы президенту общественного фонда «Оркен за будущее поколение» Нуре Эсенниязовой.

– Начну я свой ответ, быть может, с необычного заявления для вас, – сказала Нура Кокумбаевна. – Разве могла я 25 лет назад представить, что буду ходить по тюрьмам Южного Казахстана и проверять условия содержания осужденных? Возможно, кто-то заметит: не велико достижение! А я скажу так: это огромный шаг для Казахстана – государства, которое на старте Независимости входило в тройку стран с наибольшим числом тюремного населения. Более того, вплоть до 2002 года Казахстан занимал третье место в мире после России и Китая по числу осужденных на душу населения. В 2015 году наша страна переместилась уже на 43-ю строчку мирового рейтинга. 21 год назад у нас насчитывалось 83 тысячи осужденных, год назад их стало 40 тысяч.

– Осужденный осужденному рознь…

Нура Эсенниязова
Нура Эсенниязова

– Конечно же, это может быть и убийца, и человек, по неосторожности, ненамеренно совершивший дорожно-транспортное происшествие с печальным исходом. В любом случае это – люди. За совершенное они уже несут наказание в стенах тюрьмы. Но коль мы – граждане цивилизованного государства, то обязаны сделать так, чтобы осужденный отбывал годы за решеткой в относительно приемлемых условиях, получил образование, специальность, имел возможность общения с родными. Чтобы, выйдя из мест заключения, он мог органично вписаться в социум, честно зарабатывать на жизнь, чтобы у него даже в мыслях не возникало желания вернуться на «скользкий» путь.

– Если не ошибаюсь, только следователи и прокуроры наделены правом беспрепятственного входа на территорию тюрем.

– Да, плюс мы – участники Национального превентивного механизма (НПМ). К слову, список участников НПМ утвержден распоряжением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

– Есть наблюдательные комиссии с похожими задачами…

– В отличие от наблюдательных комиссий НПМ имеет более широкий мандат полномочий. Если общественные наблюдательные комиссии вправе посещать только исправительные учреждения и СИЗО, то мы, участники НПМ, можем посещать практически все закрытые учреждения. И не только органов внутренних дел, но и учреждений, которые находятся в ведении министерств здравоохранения, обороны, образования. Такого рода учреждений в стране около 600.
А еще Независимость страны создала для меня, для людей с подобным характером, условия для личностного роста.

– Каким образом?

– Я общественный деятель. Меня, в том числе и на государственные средства, обучили решать общественно значимые проблемные вопросы. Сегодня для нас, общественников, представителей «третьего сектора», нет закрытых дверей. Для решения вопросов, их предварительного обсуждения мы можем пригласить и прокурора, и акима, вплоть до областного, и любых экспертов. И на диалоговой площадке найти варианты решения проблем. Это называется «социальное партнерство». По опыту знаю, что такой подход самый эффективный, самый доступный и самый честный. Мне нравится эта работа, я ее понимаю и знаю, как к ней подступиться.

Государство дает нам возможность говорить о насущных проблемах общества. Есть отработанный механизм включения в лоты местных акиматов местных проблем. Эти проблемы надо выявлять и заявлять о них, предлагать решения. Дело государства – выделять средства для этого.

Созданный вами общественный фонд «Оркен за будущее поколение» имеет несколько направлений работы. Расскажите о них.

– Мы работаем с семьями, в которых растут ВИЧ-инфицированные дети. Занимаемся обычными молодыми семьями, пропагандируем в них грудное вскармливание. Еще одно направление – уже упомянутая работа в качестве участника Национального превентивного механизма. Я профессиональный медиатор, достаточно часто меня в этом качестве приглашают для решения конфликтных ситуаций.

– Правозащитная практика и… грудное вскармливание. Необычное сочетание.

– Квалификации сотрудников нашего фонда достаточно для этого. По программе молодых семей наш фонд работает четыре года. За это время во всех районах Южно-Казахстанской области более двух тысяч молодых женщин получили навыки правильного кормления, безопасного ухода и правильного психоэмоционального развития ребенка. Более тысячи медработников улучшили свои знания по этой программе. Элементы программы внесены в обучающий курс медицинских колледжей. Каждый год увеличивается число слушателей и расширяется программа обучения. Впервые в Казахстане организованы волонтерские группы женщин-активистов. Они распространяют полученные знания и практические умения по принципу «равный – равному». Так мы увеличиваем число осведомленных женщин. Мы хотим, чтобы каждый родитель взял на себя ответственность за здоровье и правильное физическое развитие ребенка, а значит, и за счастливое будущее нашей нации.

– Вы ощущаете важность этой работы?

– Разумеется. ОФ «Оркен» – единственная в республике организация, разработавшая и внедрившая программу «Здоровая нация – процветающий Казахстан». Совместно с Международным инновационным тренинговым центром ЮКО мы начали обучать медицинские центры по всей республике. ОФ «Оркен» выдвинул эту программу на конкурс «Социально значимые проекты года» и вошел в тридцатку самых важных проектов, осуществляемых в РК. По окончании наших курсов активисты и волонтеры получают свидетельство о завершении полного курса по программе «Уход за детьми от 0 до 5 лет». Сертифицированные мамы могут беспрепятственно устраиваться на работу в детские учреждения. Тем самым решаем вопрос трудоустройства женщин.

– Сегодня молодые мамы предпочитают кормить своих малышей смесями…

– В том-то и беда. Недавно к нам одна апашка привела сноху – жену своего внука. Пожаловалась, мол, та собирается кормить ее правнука смесями. Невестка оправдывается: малыш постоянно плачет, потому что голодный, недоедает. Она замучилась. Помочь ей взялись наши сотрудницы – показали, как правильно прикладывать ребенка к груди, сдаивать молоко. И все! И ребенок сыт, и молоко стало прибывать – мир в семье наладился. И бюджет не пострадал – сегодня детские смеси очень дорого стоят. Я не устаю нашим молоденьким мамам повторять: когда кормишь дитя, разговаривай с ним! Это же драгоценные, неповторимые минуты в вашей жизни. Они пробуют и тут же с удивлением произносят: «Ой, он улыбнулся мне…»
Та же ситуация и с детским прикормом. Мы разъясняем, что и с какого времени надо давать грудничку. Для прикорма не нужны заморские продукты – только свои, только применяя обычную терку или мясорубку. Постепенно это правильное питание «перейдет» и на других членов семьи. Культура питания – это важно.

– Десять лет назад в Южном Казахстане случилась трагедия с массовым ВИЧ-инфицированием детей… Это тоже направление вашей работы?

– Да, 2006-й – это и год основания нашего фонда. Он был создан по инициативе родителей, дети которых заразились ВИЧ. Как мало мы знали тогда и как много сегодня! Помню, как в 2007 году меня направили в Киев, где нас обучили работе в группах взаимопомощи. Позднее мы научились открывать статус ВИЧ-инфицированным. Помогали вытаскивать из бездны депрессии, душевного кризиса ВИЧ-инфицированных людей. По программе фонда «Евразия» Центральной Азии (ФЕЦА) мы проводили исследования о психосоциальном проживании женщин с ВИЧ. Помогали женщинам с их проблемами, прежде всего – с документами, арендой жилья, получением профессии, информировали их о правах.

– Это сложная работа. Здесь нужна высшая степень доверительности. Профессионализм психолога.

– По образованию я педагог, преподавала русский язык и литературу, работала психологом. Однажды на тренинге встретилась с Канатом Алсеитовым – одним из лидеров общества родителей ВИЧ-инфицированных детей. Он попросил меня оказать психологическую помощь родителям таких малышей. У меня получилось. Отсюда и возникла идея открыть свое общественное объединение, в моем случае – фонд.
Быть может, это нескромно, но я всегда стараюсь «включаться» в проблему детей, людей, с которыми работаю. Убеждена: равнодушным в неправительственном секторе делать просто НЕЧЕГО. Если у тебя пусто в душе, тебя не трогают проблемы ближнего, лучше не берись за дело, просто уйди.

Часто встречаю повзрослевших людей, прежних моих подопечных – до «третьего сектора» я работала в профучилище №15, профколледже №6. В их глазах – благодарность. За что? Одной из учащихся училища еще в советское время буквально всучила путевку в санаторий на Черное море. У девушки были слабые легкие, а я ей: «Езжай, подлечишься, будешь лучше работать!» Это у меня от отца-коммуниста: надо быть здоровым, чтобы быть полезным обществу, ударно трудиться. Девушка уехала, тогда путевка была на 24 дня! Недавно я ее случайно встретила в налоговой. Спустя четверть века! Она кинулась ко мне со словами: «Я вам так благодарна…» А я уже и забыла.

Еще случай. Зашла с подругами в один из популярных ресторанов города. Официант, который вызвался нас обслуживать, – мой бывший ученик. Он был из проблемной семьи. Когда он учился, умерла его мама. Ушлые люди захотели прибрать к рукам ее квартиру – у мальчишки не было документов ни на маму, ни на себя, ни на квартиру, вообще. Его бы выкинули на улицу. Эта ситуация меня так возмутила, что я подняла все свои связи, бегала с ним по инстанциям, комиссиям. Нам удалось отвоевать квартиру и с «нуля» сделать ему документы. А главное, после всего этого мы поехали на кладбище и сделали надпись на кресте – вписали фамилию и имя его покойной мамы. Ведь похоронили ее как безродную, а мальчишка из-за этого больше всего переживал… Так вот во время недавней встречи в ресторане он заявил: «Вы отдыхайте, я сам расплачусь!» Я ответила так: «Когда ты станешь владельцем своего ресторана, пригласишь меня, тогда сам и расплатишься за угощение… Не переживай, я доживу до этого времени!» Вот такие добрые для меня встречи дарит мне Судьба.

– Нура Кокумбаевна, представьте себе, что страна празднует уже не 25-летие, а, скажем, 40- или 50-летие Независимости. Каким вы видите Казахстан?

– Думаю, что прежде всего наш «третий сектор» станет ВАЖНЫМ сектором. К тому времени у нас будет совсем другое государство. Казахстан окрепнет и в экономическом, и в человеческом отношении. Он станет успешным. Будут давать плоды внедряемые сейчас реформы – в образовании, экономике, медицине, науке, культуре, строительстве и так далее. Во всех сферах. Люди будут ценить и беречь природу, ресурсы, станут здоровее телесно и духовно, будут милосерднее друг к другу. Проблемы и споры будут решаться цивилизованно, с учетом интересов сторон. Коррупция будет сведена на нет. Самое важное – у нас будут мир и согласие, дороже которых ничего нет!

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров