Кошкарата, Шымкент

Есть в Шымкенте настоящий памятник, который пережил не одно поколение горожан. Собственно, и сам город разросся вокруг него. По одному из преданий, племя, спасавшееся бегством от войны, после долгих скитаний и мытарств, преодолев очередную пустыню и изнывая от жажды, набрело на оазис…

Вокруг него племя и разбило стоянку. Потихоньку оно разрослось, а родник с каждым годом становился все полноводнее и то тут, то там из-под земли стали бить все новые и новые родники. Затем они, слившись в один поток, образовали большую реку. Она и есть тот самый памятник.

Да простят меня краеведы-историки, которые возможно, не слышали эту версию появления нашего города. Мне эту легенду рассказывали старожилы, те, кто всю свою жизнь прожил в «Старом городе». Они рассказывали еще много чего интересного. А сейчас, дети тех, кто там когда-то жил, вспоминают – в детстве из этой речки пили, воду ее использовали для приготовления пищи. И никогда она не была такой грязной. Да и воды было намного больше. А уж ухаживали за рекой тогда совсем по-другому, но об этом чуть позже, а пока…

Кошкарата

Легенд о происхождении реки тоже немало, но все они связаны с именем человека, в честь которого ее и назвали. По одному из преданий Кошкар ата был учеником Ходжи Ахмеда Ясави. Он внимательно изучал труды своего учителя и следовал его заветам. Праведностью жизни своей, глубокими знаниями Корана и хадисов, мудростью и желанием помочь людям заслужил Кошкар ата себе славу и уважение и был избран бием, судьей. Пребывая на этом посту, он всегда стоял на стороне справедливости и никогда не шел на поводу у знатных и богатых людей.

Одна из легенд гласит, что как-то Кошкар ата поручил своему родному брату доставить в Туркестан для Ахмеда Ясави родниковую воду. Кошкар ата предупредил, чтобы по дороге к Туркестану брат ни разу не оглянулся. Но тот, преодолев часть пути, нарушил договор и обернулся. А вода, которую он спешил доставить по назначению, пролилась. Кстати, у того местечка есть название – «Су бурышыгы» – буквально «там, где пролилась вода». В том месте, где пролилась вода из кувшина, по преданию образовалось так много родников, что уже через 200 метров они превратились в полноводную реку.

По другой легенде в жаркий летний день шел караван по степи. И не осталось у путников ни капли воды. Вокруг ни одного колодца. Заметили путники старца, что шел вдалеке и сначала приняли его за видение. Но когда старец поравнялся с ними, он поздоровался. Тогда путники и спросили у него – не знает ли он, где можно добыть воды. Старец указал на три огромных камня, сказав, что под ними бьет родник. Но одному человеку с этими валунами не справиться. Путники навалились на камни и сдвинули их с места, освободив родник. Люди утолили жажду, а родник растекся по огромной территории… Старика звали Кошкар ата.

Еще одна история

Долгие годы люди не только утоляли жажду водой из реки, но и излечивали свои раны. Впрочем, за исцелением сюда приезжают до сих пор. Рабига Оспанова приехала в Шымкент из Кызылорды. Женщина говорит, что сменить место жительства ее вынудила болезнь сына.

«У него по всему телу были язвы. Куда мы только ни обращались, к каким врачам ни ходили, но все бесполезно – ничего не помогало. Тогда одна знакомая рассказала, что в самом центре Шымкента течет река. Она мне так и сказала: «Ты езжай, искупай сына, вдруг, поможет. Сколько людей лечатся в ее водах…» Я взяла сына, и мы поехали. Я заметила, что после купания сыну становится лучше. Тогда мы сняли квартиру в одном из домов неподалеку. А со временем решили остаться здесь жить. Сын мой полностью исцелился», – рассказала женщина.

Впрочем, утреннее купание в реке стало обязательным ритуалом и для самой женщины. Правда, купаться у истока можно, как выяснилось, не везде.

«Я как-то зашла в реку и услышала сильный гул. Подумала, что мне показалось, но тут прибежал шыракшы (смотритель) и заставил меня выйти. Он рассказал, что здесь купаться ни в коем случае нельзя, – продолжила Рабига апа и рассказала еще одну легенду появления реки, не связанную с именем Кошкар аты. – В одном из сражений с джунгарами много славных воинов полегло. Земля вся была усыпана телами. И собрались люди, и стали оплакивать их. И вот там, где пролились их слезы, из-под земли забили родники, которые объединившись, потекли бурной рекой. И именно в том месте, где сидели люди, оплакивавшие своих родных, входить в воду целиком ни в коем случае нельзя – только умыть лицо и руки».

Мавзолей

Мавзолей Кошкар аты в Шымкенте

Кошкар ата был похоронен у истока реки. И люди долгое время шли к его могиле – кто за исцелением, а кто за богатством. И, говорят, помогало. Правда, богатства он дает ровно столько, чтобы человек жил, ни в чем не нуждаясь. Так это или нет, утверждать не буду. Есть те, кто говорят, что только благодаря молитвам, вознесенным у праха Кошкар аты, они выздоровели, жизнь наладилась.

К слову, мазар, к которому до сих пор не иссякает народная тропа, не первоначальное место захоронения великого старца. Поскольку усыпальница Кошкар аты позднее оказалась прямо посреди многоэтажных домов, было решено перенести захоронение немного в сторону, а над ним возвели новый мазар.

Мавзолей Кошкар аты сейчас

Мираб по собственной воле

Раннее утро. По пустынным улицам только просыпающегося «Старого города» ходит невысокая женщина. Она подходит к каждому дому и стучит в ворота. Нет, ничего страшного не случилось. Просто Тажапа – уличком и напоминает людям, что пришло время чистить речку. Этой истории больше полувека…

«Я был ребенком совсем, помню, почти через каждый двор проходил арык. Мы, дети, купались в нем, а родители рассказывали, что были времена, когда из этого самого арыка можно было пить воду. Я хорошо помню Тажапу. Она приходила в каждый дом и говорила – завтра выходим чистить речку. И никому спуску не давала. Не выйти было невозможно. Она в покое не оставила бы. А уж слова находила правильные к каждому. Кого-то так пристыдит на всю улицу, мало не покажется. Если ты не мог по какой-то причине чистить речку, то должен был сдать деньги», – вспоминает Акбарали Турсуметов.

На эти средства Тажапа нанимала бригаду рабочих, которые ей помогали. Она им платила небольшую зарплату и обеспечивала питанием на весь период работы. Очищать реку начинали с самого истока. В те годы никому бы и в голову не пришло вывести канализационный сток в реку. Судя по рассказам старожилов, Тажапа была женщиной крутого нрава и этот сток она могла попросту пустить… в тот двор, из которого он выведен. А уж про мусор и говорить нечего – не имея никаких современных камер слежения, она точно знала, в каком доме и что вывалили в реку. А ведь ее никто не заставлял следить за чистотой реки. У нее и без того была масса забот. Но, взяв когда-то шефство над речкой, она заботилась о реке Кошкарата до конца своих дней.

Люди, очищая реку, от истоков переходили к площади Куйбышева (ныне Ордабасы). И так, по руслу, по каждому ее ответвлению и арыку, проходили через весь «Старый город» и дальше, вплоть до «Хатын копра» («Катын копр»). А дальше – река текла свободно – строений вдоль ее берегов в те годы еще не было.

Купание. Кошкарата. Лето. Купалка. Вода

Много воды утекло с той поры. Со временем трепетное отношение к реке куда-то испарилось. И сначала в нее начали выбрасывать мусор, затем сюда стали сбрасывать свои грязные стоки сауны и автомойки, а есть и такие, кто вывел канализацию прямо в реку. Нетрудно представить, во что превратилась Кошкарата в результате такого варварского отношения. Попытки привести в порядок русло реки предпринимались несколько раз. Вот только дальше начала реки дело не продвинулось. Там, где главная вод-ная артерия Шымкента протекает через частный сектор, смотреть на реку без слез нельзя. Хочется верить, что люди однажды одумаются, а если нет, то одумаются власти и заставят тех, кто превращает священную реку в сточную канаву, изменить свое хамское к ней отношение.

Саида ТУРСУМЕТОВА

КошкаратаКстати, в 2010 году Кошкарата получила статус особо охраняемой природной зоны. С тех пор она считается частью городского дендропарка. Статусом охвачена территория в 12,3 га – от истоков до площади Ордабасы. Здесь наведен порядок, на набережной организовано постоянное полицейское патрулирование. Осталось придать такой же статус всей реке.

Водоохранная зона реки Кошкарата, согласно постановлению акимата ЮКО под названием «О водоохранных зонах и полосах и режиме их хозяйственного использования», составляет 13 км.