Семь дней до Победы. Карта Героев в Шымкенте готова праздновать Победу

Карта героев Шымкента

Мемориал «Карта Героев» в Шымкенте к празднованию дня Великой Победы готов. В 2015 году Карта героев на старом христианском кладбище пережила капитальный ремонт под строжайшим контролем депутатов. К 70-летию Победы здесь провели реконструкцию и обновили надгробия фронтовиков.

Сейчас Карта героев находится на балансе города, но и жители Шымкента, начиная со школьников, всегда активно участвуют в субботниках. Для Юлии Другало, которая живет неподалеку от Карты героев, придти и поклониться воинам, стало уже традицией.

Юлия Другало: «Прихожу с внуком. Вспоминаю… Спасибо им!»

Здесь покоятся солдаты самой кровопролитной войны в истории человечества. Узнать их историю — такую цель поставила перед собой журналист Елена Бояршинова. Поиски нашей коллеги увенчались успехом. Елене удалось узнать подробности о 53 солдатах Великой Отечественной.

Елена Бояршинова: «Мы зарегистрировались в ОБД «Мемориал». На руках были только фамилии, и то — не все. И сразу, конечно, в архивных данных найти солдат не получилось. Но ниточка уже была нащупана. Написала письмо в Подольск, в архив минобороны России, попросила о помощи. Сотрудники минобороны откликнулись. Но чтобы собрать сведения о солдатах, которые умерли от ран в наших эвакогоспиталях, потребовались недели. Архивариусы запросили все данные, которые у меня были, вплоть до фотографий захоронений… Тогда, в 2008 году, когда мы только начинали этим заниматься, из министерства обороны России в наш городской акимат пришло письмо с просьбой включить карту героев в мемориальный комплекс и сделать охраняемой территорией».

Правда, официально карта Героев мемориалом так и не стала. По крайней мере, нет никаких документов, подтверждающих этот статус. Мемориал, конечно, есть. И просто так закрыть карту, как закрыли старое кладбище по истечению срока эксплуатации, невозможно.

Первые могилы появились на территории тогда еще действующего кладбища в Чимкенте уже к концу 1941 года. Горисполком выделил место почти у входа на городское кладбище для госпиталей, которые направлялись в нашу сторону. Самый большой наплыв — в 1943.

В городе стоял большой эвакогоспиталь под литерой № 3294 РЭП 31. Такой большой, что больницы и санитарных вагонов не хватало — под госпиталь передали здание школы на улице Орджоникидзе, ведущей к свинцовому заводу. Правда, в этом госпитале уже почти не было смертей — не госпиталь, а больше санаторий для выздоравливающих.

Есть на карте героев и две небольшие братские могилы. На одной указаны имена и фамилии. И дата смерти — 1946 год. В списке погибших летчики и техники, инженер аэродрома. Понятно, что трагедия произошла сразу после войны у нас, в Чимкенте. Только вот подробностей и открытых данных нет.

А вторая могила такого же размера стоит просто с красной звездой… Двоих солдат, предположительно захороненных в ней, удалось найти благодаря записям в журнале безвозвратных потерь — имена и фамилии двоих умерших солдат из книги не высечены на надгробьях карты.

Есть на карте и могилы умерших после войны чимкенцев. Похоже, что условием захоронения именно там были звания и боевые подвиги. И хоронили военных на карте вплоть до конца шестидесятых годов. Поэтому и надгробий больше шестидесяти…

Шынар Оразова

Реклама