Еще совсем недавно супруги, жившие в гражданском браке, были редкостью. Но сейчас ситуация резко изменилась. Как показывает статистика, сегодня немало людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному.
Анна Петровна
Анне Петровне было уже за сорок, когда она встретила Его. До него личная жизнь как-то не складывалась и Анна Петровна уже готовилась поставить на себе крест, как вдруг сбылась мечта. В нем все было идеально: возраст, семейное положение (вдовец) – не разлучница, значит, и дети. Чудесные мальчик и девочка. Правда, мальчиком и девочкой молодой мужчина и девушка были только для Анны и ее избранника. Дети – они дети на всю жизнь.
Встречались, все как положено, потом сошлись, и характерами, и совместным проживанием. И в один момент у Анны Петровны появилось все, о чем она мечтала: муж, дети, а потом и дом с садом. Да-да, после нескольких лет совместного проживания Анна Петровна с мужем решили сменять квартиру на дом. У Виктора Палыча была машина, так что дом выбирали в тихом районе, подальше от оживленной магистрали – на работу и с работы супруги ездили в собственном транспорте. Постепенно родительское гнездо покинули дети, изредка навещая отца. Анна Петровна сначала печалилась, что мальчик и девочка приезжают редко – столько сил в них было вложено и столько любви отдано, эх….
А со временем смирилась, тем более, что с новыми семьями своих детей – с зятем и снохой – они с Викторпалычем общего языка не нашли. К большому, конечно, сожалению. Но им вдвоем было хорошо. Печать в паспорте? Брак? Да все как-то откладывалось… Я, да ты, да мы с тобой – делить-то нечего и не с кем, успокаивала себя Анна Петровна. А Виктор Палыч предложил как-то, а больше не настаивал.
Сегодня Анна Петровна говорит, что Господь ей дал 15 лет счастья за что-то ею хорошее сделанное, а за что, она и сама не знает. Счастья, от которого замирало, а потом быстро-быстро, как будто боясь не успеть, стучало сердце. Счастья, которое до слез, до бесконечного обожания и ценности каждой минуты рядом.
Все закончилось как-то быстро и скомкано. Они даже не успели сказать друг другу недосказанное. Виктора Павловича разбил инсульт. Через месяц повторный приступ унес его жизнь…
Шолпик
Шолпик, так ласково называл свою жену Сакен. Шолпик была у Сакена третьей женой – не подумайте, вовсе не токал, а именно женой. Просто, когда они встретились, у Сакена за спиной было два неудачных брака и пятеро детей. И у Шолпан «довесок» в виде очаровательного сынишки. И если с женами у Сакена не складывалось, то с детьми была полная идиллия. К приемному ребенку мужчина относился с большой любовью.
Только вот про ЗАГС сказал, как отрезал: «Ты молодая, а я не очень. Мне уже стыдно третий раз свадьбу играть и расписываться. Будешь жить со мной?» «Буду! Люблю!», – на все согласилась Шолпик. Сакен привел молодую жену в просторный недостроенный дом, и началась их сказка. Шолпан руководила строительством, а до ума доводила дом уже сама – решила сэкономить. Белила, красила, стучала молотком.
Омрачалась семейная сказка только редкими выходными мужа – чтобы содержать новую семью и не ущемлять детей в предыдущих семьях Сакен брался за все подработки.
А достаток в доме был, чего уж там. Не роскошь, конечно, но все необходимое в наличии. А что еще нужно любящей женщине, если любимый мужчина оказался настоящим и окружил вниманием и заботой…
Через два года в семье Сакена и Шолпика родилась девочка. Отец нарадоваться не мог на малышку, но тут ему предложили работу в Западном Казахстане. Вахта, но заработок того стоил.
Шолпан говорит, что сердце даже не екнуло, когда провожала. А Сакен до места работы не доехал, погиб…
Беда не приходит одна
Говорят, все люди счастливы одинаково, а вот несчастливы по-своему. Но есть в этих двух разных историях любви и несчастья одна большая одинаковость. Анна Петровна и Шолпан встретились в приемной адвокатской конторы. Когда остались на улице.
Они обе пережили страшное горе от потери своих любимых мужчин. Но ни Анна Петровна, ни Шолпан даже не предполагали, что дальше их жизнь сложится согласно поговорке: «Беда не приходит одна»…
«Прошло полгода после смерти Виктора и дети предъявили претензии на имущество, – рассказывает Анна Петровна. – Не хочу вспоминать все скандалы и унижения, которые мне пришлось вынести – там столько упреков посыпалось, главное, что я рискую остаться без жилья. Я была уверена, что по наследству мне достанется половина, а половину разделят между собой сын и дочь. Поскольку в жилье они не нуждаются, мы постарались, чтобы у них было собственное – не на улицу из родительского дома ушли. Оказалось, все не так. Я подала на них в суд и проиграла. А я ведь на пенсии уже, куда мне идти…»
Анна Петровна рассказала, что для увеличения своей доли наследства дети Виктора Павловича подключили к судебному процессу свою бабушку – мать умершего мужчины. В итоге, собрав все доказательства совместного проживания, Анна Петровна получила право распоряжаться 25% от имущества.
Дети Виктора требуют ее выселения и согласны выплатить ее долю. Дом – не хоромы и на четверть стоимости дома Анне не купить даже однушку в малосемейке…
В истории Шолпан положение третьей жены оказалось еще хуже – дом, а это единственное, что осталось у нее от мужа, разделили на семь (!!!) частей, одна из которых по праву принадлежит ее дочери, рожденной в так называемом гражданском браке. Пять шестых отошли детям от первых браков, еще одна часть – престарелой матери Сакена.
С Шолпан церемониться не стали – родственники просто выгнали ее из дома.
Персона нон-грата
«Такие истории сплошь и рядом, – рассказывает юрист-правозащитник Хамзахан Абдурасулов. – Создавая союз без регистрации брака, его участники оставляют без законодательного регулирования вопросы наследования, в отличие от супругов, состоящих в зарегистрированном браке».
Как считает юрист, гражданский брак отличается от зарегистрированного не только проблемами с разделом имущества. Пара может всю жизнь прожить в любви и согласии, покупать недвижимость, движимость, в конце концов, обустраивать свою жизнь. И будет им радостно и комфортно долгие годы.
Но все мы смертны. И в случае смерти фактического супруга, на имя которого оформлено имущество, другой супруг не приобретает право наследования, если только в его пользу не было оставлено завещание либо он не находился на иждивении у умершего.
Распространена ситуация, когда человек, который прожил в фактическом браке не один десяток лет, не получает никаких прав на совместно нажитое имущество, а наследство переходит к наследникам умершего по закону (например, к родным детям или к законной супруге, с которой не расторгнут брак, или иждивенцам умершего – в частности престарелым родителям).
Это происходит из-за того, что закон не включает граждан, вступающих в отношения без регистрации брака, в круг лиц, имеющих право на наследство по закону.
«Я считаю, что если ты любишь женщину, позаботься о ней, – считает Хамзахан. – И это тоже плоскость урегулирования отношений. Во-первых, возьми эту женщину замуж. Если нет, то составь договор о совместном имуществе, оформи свое имущество на нее, сделай дарственную, в конце концов. Если честно, то не вижу ничего зазорного, когда женщина делает первый шаг и предлагает решить вопрос с имуществом. Если в семье любовь и доверие, мужчина, наоборот, поблагодарит за напоминание о своей оплошности и все сделает как надо…»
Другим выходом является составление завещания. Однако этот вариант менее предпочтителен для одной из сторон, поскольку завещание может быть в любой момент изменено или отменено без объяснения причин и уведомления наследника. А может быть оспорено в суде наследниками.
«Прежде всего, следует представлять, что словосочетание «гражданский брак» – не юридический термин, а сугубо бытовое понятие, — напоминает юрист, – им принято обозначать совместное проживание мужчины и женщины без государственной регистрации их отношений. Закон же признает только брак, надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является».
В случае смерти одного из гражданских супругов право на наследство могут предъявить наследники первой очереди: дети, законные супруги и родители. Гражданский супруг не является наследником и «выдирать» у родственников умершего свою долю наследства ему придется только через суд. Если повезет с адвокатом…
Подготовила Елена Бояршинова