Среди четырех шымкентских победителей республиканского конкурса «Лучший педагог-2024» в глаза мне бросилась мужская фамилия – Юрий Петрович Грязнов, учитель физики и информатики из специализированной гимназии с обучением на трех языках им. М.Х. Дулати.
Не знаю, почему, но так уж повелось, что наши педагогические коллективы в основном состоят из женщин. Мужчины в школу идут неохотно.
Во-первых, зарплата, мягко говоря, бюджетная.
Во-вторых, работа с детьми – это большая нервозатратная нагрузка. Не у всякого мужчины хватит терпения. И вообще, учительская профессия, напрямую связанная с кропотливой воспитательно-психологической работой, всегда считалась женской прерогативой. Во всяком случае, в звеньях начального и среднего образования.
По примеру отца
Мне никогда не доводилось слышать про мальчика, который с детства мечтал стать учителем. Не космонавтом, не пожарным, а именно учителем математики. А вот маленький Юра Грязнов мечтал!
Таким примером для него был отец, преподававший в школе математику, восхищавший его широтой своего кругозора, умеющий все на свете объяснить. Терпеливо, доходчиво, интересно. Он наблюдал, как вечером отец готовится к завтрашним урокам, слышал, как увлеченно папа говорил о школе…
Можно сказать, что выбор будущей профессии был предопределен судьбой. После окончания восьмилетки, это была школа №19 где-то в районе железнодорожного вокзала, он продолжил учебу в одной из самых сильных школ города – в школе №9 имени Кирова.
«Мне сразу повезло с учителями, – говорит Юрий Петрович, – ко мне не относились, как к чужаку, наоборот, заметили математические способности и делали все возможное, чтобы развить и приумножить их. Моим учителем физики был Геннадий Петрович Лаздынь. Все мои педагоги были яркими неординарными личностями, которые, несомненно, сыграли важную роль в жизненном становлении».
Поэтому неудивительно, что после окончания средней школы Юрий Грязнов легко поступил в Чимкентский педагогический институт на физико-математический факультет, но с новой для того времени специальностью «преподаватель информатики». В те советские времена такие понятия, как «программирование», «информатика», «компьютерная грамотность», были мало кому известны, и юный студент оказался в авангарде зарождающегося цифрового прогресса.
Учеба в вузе растянулась на семь лет: на втором курсе Юру отправили на двухгодичную службу в армию. «Я бы мог отвертеться, мне, как студенту института, полагалась отсрочка, но в те времена отлынивать от армии было каким-то стыдным, недостойным делом, и я, как все, пошел служить», – сказал Ю. Грязнов.
С тех пор Юрий Петрович ни разу не пожалел, что выбрал профессию учителя. Он вспоминает, что даже длинный учительский отпуск проводил с нетерпением: «Когда же, наконец, он закончится, когда же наступит 1 сентября…» Вообще-то, такое состояние души вовсе нетипично для сравнительно молодого человека с прекрасным образованием и профессиональными амбициями. Тем более что наступили непростые «перестроечные» времена с нерегулярными бюджетными зарплатами или зарплатами «бартером», а то и вовсе без зарплат… Но молодой специалист, как ни странно, остался верен школе. Его даже не выбили из колеи разные соблазнительные предложения, например, сменить школьную лямку на руководство информационным центром, или денежная банковская должность. Так нет, он стоял, как скала, вернее, размышлял и взвешивал, что ему ближе для внутренней гармонии души. Победила школа.
С тех пор Юрий Петрович работал в разных образовательных учреждениях: в школах №№ 4, 40, заместителем директора в частной гимназии, но всегда эта работа была связана с детьми, подрастающим пытливым поколением, с которым не только надо делиться своими знаниями, но и у него есть чему поучиться. Именно так Ю. Грязнов воспринимает свою работу – как творческий и эмоциональный взаимообмен, основанный на доверии и уважении друг к другу.
Секреты учительского мастерства
И все-таки меня остро интересовал вопрос: какие методы и приемы должен использовать педагог, чтобы заставить ребенка полюбить преподаваемую дисциплину, даже если этот предмет по склонности души ему совсем не интересен?
Ну, допустим, мне легко представить себе учителя литературы, который может красочно, воодушевленно, перемежая свою речь красивыми стихами, заставить ученика по уши влюбиться в свой предмет. А как быть с точными науками, говорящими на скупом языке формул и цифр? Чем можно тут заворожить неутомимую детскую натуру?
«Единого метода подачи материала у меня, конечно, нет, – ответил педагог, – это складывается из совокупности приемов и навыков, наработанных опытом. Нельзя, к примеру, чем-то заинтересовать ученика, если ты ведешь урок, не отрываясь от учебника. Я стараюсь в него совсем не заглядывать. Нельзя зажечь какой-то идеей другого, если ты сам к ней относишься равнодушно. К тому же я стараюсь привносить в преподавание предмета современные информационные технологии, например, искусственный интеллект, за которым будущее. Разумеется, живой контакт педагога с учеником никакой искусственный интеллект не заменит, но как интерактивный элемент усвоения знаний может быть необыкновенно эффективным. Например, если сгенерированный, почти живой образ Исаака Ньютона расскажет ученикам о своих трех законах физики, то они, наверное, не забудут их никогда».
Кроме того, помимо своего предмета, педагог должен обладать широким спектром знаний и в области других наук, естественных и гуманитарных, чтобы уметь ответить на любые вопросы своих учеников. Несомненно, завоевать определенный авторитет у подопечных помогла компетентность в компьютерной сфере, ведь нынешние школьники – это цифровые «аборигены», выросшие с гаджетами в руках, и эта инновационная область знаний, естественно, у них в приоритете.
«Несомненно, к ученикам нельзя относиться лишь как к объектам, куда надо вбить какое-то определенное количество информации, установленное учебным планом, – говорит Ю. Грязнов. – Каждый из них – индивидуальность со своими особенностями характера и восприятия. Учитель должен уметь к каждому находить подход, если надо – поговорить о возникшей проблеме, если надо – дать нужный совет. Мне даже родители учеников порой говорили: мол, нам кажется, что вы знаете наших детей лучше, чем мы. Для меня это высшая оценка моей работы».
Я попросила Юрия Петровича рассказать о своих регалиях и успехах на преподавательском поприще, и он прислал мне их в письменном виде. Так вот, список этот состоял из 107 (!) пунктов, из которых 60 касались лично его заслуг, а 47 – достижений его учеников. Понятно, что все перечислить на газетной странице невозможно, упомяну лишь те, которые могут дать хоть приблизительную картину его профессиональных интересов.
Итак, педагог Юрий Грязнов – обладатель медалей, учрежденных Министерством образования и науки РК: «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» (2013 г.), «Ерен еңбегі үшін» (2015 г.), «Мамандығы – мақтанышы» (2021 г.), нагрудного знака «Кәсіподаққа еңбегi сiңген қызметкер» (2012 г.), а также нагрудного знака «Ы. Алтынсарин» (2024 г.) и звания «үздік педагог-2024».
Кроме того, он является автором электронных учебников «Физика. 7 класс», «Физика.
8 класс», «Математика», «Русский язык», «Устный счет», «Мини-счет», «Интерактивное пособие по ядерной физике», «Модулятор движения на планетах Солнечной системы», разработчиком авторской программы курсов «Компьютерная программа моделирования физических процессов» и «Информатика. 2-11 классы». Имеет диплом международного конкурса проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в номинациях «Методические и дидактические материалы» и «Простые энергетические решения против изменения климата».
Ю. Грязнов – дипломант международного интернет-проекта «Удивительный мир физики». Имеет Гран-при областного конкурса «Лучший online-урок», первое место областного конкурса «Флипчарты». Я не говорю о почетных грамотах, благодарственных письмах и сертификатах участника различных образовательных форумов – их вообще трудно сосчитать.
Теперь об учениках. Их успехами учитель Юрий Грязнов гордится не меньше, чем своими. Может, даже больше. Им можно позавидовать: встретить на школьном пути преподавателя такого высокого уровня – это большая судьбоносная удача.
В прошлом году в медийном поле появилась интереснейшая информация: «Группа шымкентских школьников из специализированной гимназии им. Дулати придумала оригинальный способ создания возобновляемого источника энергии из… дождя. Для этого они разработали собственный генератор. Над проектом старшеклассники работали под руководством известного в городе педагога Юрия Грязнова. Генератор легок и прост в использовании. Собственно, в нем только два материала – полупроводник и электрод. И этого достаточно, чтобы получить энергию, которая вырабатывается от трения падающих капель на поверхность. Предполагается, что выработанная электроэнергия из воды будет в два раза дешевле привычных солнечных батарей. Свою идею школьники представили на международном конкурсе по механике и математике. Организаторы и жюри в полной мере оценили нестандартное решение, присудив команде из Шымкента призовое место».
Это значит, что преподаватель Грязнов не только хорошо делает свое прямое дело – дает базовые основы своего предмета, но и учит детей использовать эти знания с пользой и творческим подходом в решении любых задач.
Нет сомнений, что Юрий Грязнов мог бы так же успешно преподавать в любом высшем учебном заведении, стоило только в свое время написать диссертацию и получить ученую степень. Но Юрий Петрович не видел в этом необходимости: «А зачем? Я нашел свою нишу в школе, здесь могу работать наиболее эффективно и находить в этом настоящее удовлетворение. Может, так судьба распорядилась… Каждый человек должен найти свое призвание, и я его нашел».
Я поставила в известность своего собеседника, что эта статья увидит свет накануне 8 Марта, и Юрий Петрович немедленно откликнулся поздравлением, которое процитирую дословно: «Милые, нежные, прекрасные наши женщины! Пусть все у вас будет удивительно прекрасно, пусть исполняются все ваши желания! Пусть этот день для вас станет стартом для новых начинаний, которые принесут вам радость и счастье.
Посылаю вам мои искренние комплименты и самые добрые слова! А теперь скажу стихами:
Пусть в жизни ждут вас только теплые слова,
И сердце никогда от боли не заплачет.
И пусть всегда кружится голова
От счастья, от любви и от удачи!»
Елена Летягина