Б. Аюханов: в балете надо не просто танцевать, в балете надо чувствовать

402
Зал рукоплещет артистам балета

Шымкент со своей труппой посетил всемирно известный балетмейстер, Народный артист РК Булат Аюханов. Наш город смог увидеть бессмертные постановки «Лебединое озеро», «Кармен», «Серп и молот», «Мастер и Маргарита», «Евгений Онегин». «Большой вечер балета» посвящен 45-летию Государственного академического театра танца под руководством Народного артиста РК Булата Аюханова и проходит в рамках гастрольно-концертного тура по программе «Отаным-бакыт мекеним» при поддержке Министерства культуры и информации.
Балетмейстер прилетел в город утром в день первого выступления, и уже после обеда мы смогли с ним поговорить. Причем у нас в студии. Он согласился приехать к нам, как наш давний друг. Здесь его встретили с теплотой. Беседа прошла в дружественной обстановке, он с удовольствием отвечал на любые наши вопросы. Кстати, по ходу беседы родилось еще несколько, которые не были запланированы. Булат Газизович недавно перенес операцию. Когда он пришел в студию, было видно, как ему тяжело. Но когда началась беседа, когда он заговорил о своем любимом деле, о том, чем он живет и дышит, он словно ожил. Рассказывал все подробно, с удовольствием отвечал на все вопросы, улыбался и шутил. Каким удовольствием было смотреть на  этого человека.

Булат, я прочитала о том, что балетом Вы занимаетесь с 8 лет. Родители так решили или Вы сами изъявили желание? Был пример? И где в Семипалатинске можно было в послевоенное время заниматься балетом?
— Это мама меня отдала в балет. После войны много было всяких воровских шаек. Вот я буду в двух школах учиться и, по крайней мере, не пойду в хулиганы. Примера не было, но были данные.
Как Вы считаете, Вам с легкостью все давалось или же приходилось прикладывать большие усилия?
— Трудно нести искусство, чтобы людям это нравилось. Да, всегда было тяжело, потому что делаешь все профессионально, прикладываешь усилия. Но все меняется, я меняюсь, мои артисты балета — вот уже 45 лет будет 1 августа. Сейчас мы делаем то, ради чего существую и я в том числе — балет, новинка «Анна Павлова — лебедь русского балета».
Вы имеете много наград и званий. Какая награда и какое звание наиболее дороги для Вас?
— Выходит альбом про наше искусство, меня там нигде нет, но самая нижняя строка, мелким шрифтом: «На этой сцене блистали Галина Уланова и Булат Аюханов». Никакие мне звания больше и не нужны. В современной ярмарке тщеславия я не участвую.
Вас везде принимали с восторгом, все выступления проходили на ура. А были ли неудавшиеся выступления? Хотя бы по Вашему мнению неудавшиеся? Какие именнно и в чем заключалась неудача.
— Нет, не было. Не было так, чтобы сказали: «Спасибо, мы вас видели дважды: первый и последний раз». Я бы себе не простил. Я бы сразу закрыл свою, как говорится, контору, потому что я очень дорожу тем отношением, которое к нам питают самые райончики, савхозики тех времен, где там клуб 5-6 метров, нас тогда было 9-12 человек, сейчас уже 45. Там, где мы были: на Крайнем севере, Туркмения, Багдад, Индия, Иордания, Сирия, Куба. — там везде мы освоили зрителя. И усвоили, что тяп-ляп нельзя, ведь это ответственно. Нас ведь приглашают не за красивые глаза. Да и вообще наше поколение воспитано с большим чувством ответственности.
Наверняка Вы очень трепетно относитесь к своим кадрам, ведь Вы каждого растите сами, что называется. Тяжело это дается вам?
— Профессия тяжело дается. Знаете, я обожаю петь, но у меня нет голоса. Вот он приходит в балет, но природа не дала, нет вроде бы данных, но он вцепится — и все-таки вырастает, а бывает приходится прощаться. Профессия тяжелая,нервная. Там выживают сильные. Мне нравятся артисты, у которых природных данных немного, но есть желание, воля. Но бывает и наоборот: божественные данные, но ленив, опаздывает — сразу до свидания.
Вы интуитивно чувствуете, что из этого человека что-то получится, или смотрите только на профессиональные качества.
— Нет, глазами. Я вижу, что рост хороший, ушки слышат, можно подкорректировать — 90 % попадаю. Понимаете, я хочу сразу сделать звезду. Это нормально. Желание любого родителя, чтобы его ребенок был самый лучший и самый гениальный. Я взаимность получаю: благодарность, старание. Каждую крупинку красоты надо зарабатывать, шлифовать, чтобы зритель тебя ждал. Нас действительно ждут и любят. Вообще, в плане работы со мной опасно связываться, я здесь очень жесткий человек. Я всегда говорю: «Мне нравишься не ты, не мои симпатии к тебе, а мой труд в тебе, который я вижу». Если ты работаешь — будешь мне самым близким другом.
Если эти кадры уходят за границу, что Вы при этом чувствуете? Наверняка было и такое.
— Было. Еще и в советское время. Я говорю: «Поезжай со знаком плюс». Где ты работал? — В Алматы. — У кого? — У Аюханова. Если вы устраиваетесь со знаком плюс, я только рад. Вы творческий человек, я не могу вас держать. Может, вы переросли меня, я склоню голову, буду учиться у вас тому, чего не умею. Это нормально, это демократично, это по-человечески. Вот так и должно быть, а не так: зависть, преследование, недоброжелательность. Я таких людей боюсь и от них избавляюсь. Когда мешают любить мою работу — я начинаю свирепеть. Говорю: «Давай не будем испытывать терпение друг друга. Меняй профессию. Не мешай мне дышать тем, что я люблю». Потом возвращаются. А я не принимаю. Чем я лучше тебя или хуже тебя. Почему я должен глотать слезы и пыль, терпеть неудобства, а другие приходить на готовое? Нет, надо помогать. Я не принимаю слово «коллективизм». В искусстве должна быть команда. Я не принимаю того, что сейчас творится в балетных труппах, начиная с Большого: невообразимый базар. Если бы работал в казенном театре, то ушел бы. Но это мое детище: это все равно, что бросить ребенка на полустанке и уехать. Так что я повязан до конца.
Скажите, есть ли у нашего театра оперы и балета шанс сделать балетную постановку?
— Есть шанс, но он очень шаткий. Если не создать социальные условия — жилье — то все это будет текучесть. Когда акимом в Шымкенте был Шукеев, то он приглашал меня сюда и просил помощи в организации балета. Первое, что я ответил: квартиры дайте. У артиста должно быть то место, где он может отдохнуть, но не в общежитии. Это должен быть артист, а не обслуживающий персонал. Тогда бы я и сам со своей труппой сюда приехал.
Какой город у Вас самый любимый, ведь Вы посетили множество городов?
— Для меня Лондон и Измир. Измир — это восток с оглядкой на запад. Похож на Стокгольм. Лондон… Там народ спокойный, уверенный. В отличие, например, от французов, которые совершенно не воспитаны, грубияны. Как зрители, англичане очень хороши, впрочем, как все нормальные зрители.
С какого возраста можно отдавать в балет?
— Сейчас отдают с 10-11 лет. Ко мне в труппу приходят люди с дипломом, окончившие Алматинскую балетную школу, но ничего не умеющие. Принимая на работу, я сразу говорю: или работаем или до свидания. Не хочешь, лучше не надо связываться.
Обязательно ли должен быть талант?
— Не бывает бесталанных. Человек рождается, он талантлив. Другое дело, что ему жизнь преподнесет: зла больше, агрессии или любви. Надо найти этот талант, в чем помогают родители, школа. Я считаю, что нет плохих детей, есть плохие родители. Если ребенка научили до 5 лет говорить «спасибо, до свидания, благодарствую» — значит, будет человек. Потом, в 6, 7 лет этому уже бесполезно учить.
В балете есть понятия модерновой и классической постановок?
— Есть. У меня классика, в которой мы делали «Жизель», «Лебединое озеро». А вот наша «Кармен-сюита» — это уже неоклассика. Против модерна, потому что они больше похожи на театр пластики. Все могут сыграть, но главное — исполнить. В балете я вас могу научить танцевать, но если вы ничего не чувствуете… Надо так выступить, чтобы открыли рот и сказали: «Мы еще раз придем».

1 августа в Алматы состоятся выступления Государственного академического театра танца под руководством Булата Аюханова, посвященные 45-летию труппы, а уже весной они поедут со своим новым балетом «Анна Павлова — лебедь русского балета» в Лондон.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=2b0u_esJdCE[/youtube]

Новости партнеров