КВИТАНЦИИ: ЧИТАЕМ С ПРИСТРАСТИЕМ
На что обычно вы обращаете внимание, когда получаете очередную квитанцию за потребленные коммунальные услуги? Прежде всего – это сумма и показания счетчиков. Все, что написано мелким шрифтом или от руки, нам не очень-то и интересно. А зря. Квитанции нужно читать «от корки до корки», чтобы не получить неприятный сюрприз.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
Здесь все понятно – проверяем количество прописанных человек. Если все правильно, изучаем данные графы «Эл. в пределах величины потребления от 1 уровня». Помните о лимите – 70 кВт/ч на 1 человека. И если электроэнергию вы не перебрали, второй графы – «Эл. в пределах величины потребления 2 уровня» в вашей квитанции быть не должно. Но уж если лимит превышен, оплатить разницу придется по другой цене.
Обязательно загляните в графу «тариф». Именно в ней содержится информация о стоимости 1 кВт/ч в зависимости от величины потребления. Сейчас по 1 уровню он составляет – 11,592 тенге, по второму – 15,1088 тенге.
Отдельное внимание уделите графам «льготы», «пеня», «перерасчет», «замена счетчика», «обратное подключение».
«Льготы»: если вы входите в категории лиц, кому полагаются льготы на определенное количество кВт энергии (а эти категории коммунальщики определяют сами), то в соответствующей графе вместо «0» будет прописана сумма.
«Пеня»: если вы не злостный неплательщик, то и в этой графе все должно быть по нулям.
«Перерасчет»: графа актуальна для тех, кто делает предоплату.
«Замена счетчика»: графа напомнит потребителю о подошедшем сроке поверки прибора учета.
«Обратное подключение»: тема, известная всем, кому по той или иной причине, но чаще – за неуплату, отключали коммунальные блага.
А что же написано самым мелким шрифтом? Таким, что и не каждые очки возьмут. Всего лишь напоминание – что оплата за потребленную электроэнергию должна производиться не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным. В противном случае вам будет прекращена подача электроэнергии и материалы для принудительного взыскания переданы в суд… Повторное подключение осуществляется за счет потребителя.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
Здесь нам могут быть интересны следующие графы:
«Потреблено» – с этим все ясно.
«Количество жильцов», ведь на водоснабжение и канализацию у нас также дифференцированный тариф.
«Начислено по инд. водомерам» – здесь у кого-то одна графа, потому как не вышел за рамки лимита, у кого-то две. Во второй графе – потребление сверх лимита, и, соответственно, большая оплата.
Очень рекомендуем поинтересоваться тем, есть ли в вашей квитанции так называемый «долг по ОВМ» – общеуличному или общедомовому водомеру. Эта графа есть не у всех.
Срок оплаты в квитанции за воду не указан, но лаконично напоминается, что в случае несвоевременной оплаты предприятие оставляет за собой право начисления пени, прекращения подачи воды и передачи материалов в суд.
ТЕПЛО
Здесь обращаем внимание на общую площадь, количество проживающих и строки.
«Отопление»: здесь все ясно – количество дней, тариф и сумма.
«Горячая вода»: тариф и сумма. Если «Энергоцентр-3» вам такую услугу не оказывает, то и в графе будет стоять «0».
«Обслуживание внутридомовых сетей»: тут тоже все зависит от наличия договора на обслуживание. Если он есть, то и счет будет выставлен обязательно.
Не забываем о графах «долг» и «пеня».
В отличие от своих коллег теплоэнергетики предупреждают: при несвоевременной оплате начисляется пеня 0,023% за каждый день просрочки.
МУСОР
Также обязательно обращаем внимание на количество жильцов и вид услуги. Их, как правило, указывают две.
«Вывоз мусора»: с этим все понятно.
«Уборка территории»: если договор заключен, то и платить за услугу придется. Нет договора – нет претензий. Ни у вас к компании, ни у компании к вам.
Единственными коммунальщиками, которые ПРОСЯТ оплатить счет в течение трех дней, является ТОО «ОрионНов Тех». Впрочем, это всего лишь просьба, ведь уже в следующем предложении говорится: «Срок оплаты по счету – до 25 числа месяца, следующего за расчетным».
ГАЗ
Итак, квитанция поделена на три блока. Первый: «Долг», «Начислено», затем – «Пеня», «ТО ВДГО», «Всего» и «Оплачиваю». Второй блок: «Количество человек», «Площадь отопления», «Баня», «Дополнительная площадь» – вполне понятные любому абоненту графы.
Третий блок – «Газ со счетчиком», «ТО ВДГО». Если вы не заключали договора на этот вид услуги, там должно быть по нулям.
Читаем то, что написано мелким шрифтом: счет на услугу ТО ВДГО выставлен на основании договора №ХХХ от ХХХ и акта выполненных работ №ХХХХ от ХХХХ. Уверены, что никаких договоров не заключали, а сумма начислена, – обращаетесь по совету заместителя прокурора ЮКО в «КТГАймак» (газовики, кстати, обещали лишние начисления в квитанциях исключить, если вы договора на ТО ВДГО с ними не заключали) – в антимонопольный комитет или в суд.
Ниже периодически можно прочитать предупреждение: срок поверки вашего счетчика истек… Вам необходимо поверить свой прибор учета. К слову, если вы три месяца подряд игнорировали просьбу поверить свой прибор учета, в следующий раз в квитанции вы не найдете графу «газ со счетчиком» и платить будете по нормам. А это намного дороже.
Саида ТУРСУМЕТОВА