Небольшое деревце, высотой всего-то сантиметров 80, все усыпано цветами. Агроном, который о каждом дереве рассказывает с какой-то поистине отеческой любовью, поражает цифрами: «Вы не смотрите, что оно такое маленькое. В этом году мы получим с каждого такого деревца по 5 кг плодов». Но больше всего удивляет, что деревья эти посажены всего лишь месяц назад – в марте.
Первая ассоциация с Тюлькубасским районом у меня связана с дачей, которая находилась в Сергиевке (ныне — Ынтымак) и сад, огромный колхозный сад неимоверных размеров, но с деревьями, которые если и плодоносили, то только… опятами. На старых стволах и пнях они неплохо росли. А вот яблоки в яблоневом саду были редким явлением. Это были времена заката союза, закат коллективного хозяйства, который ощутили на себе даже деревья. Привыкшие к уходу, к голосам людей, наполняющих его во время сборки урожая, тогда, в 90-х они стояли, не нужные никому и потихоньку умирали.
Когда я ехала в Тюлькубасский район, всю дорогу думала – вот сейчас появится знакомый поворот и я снова увижу сад. Каким он стал? Так ли заброшен? Дорога в райцентр Рыскулова (Ванновка), хотя и на некоторых отрезках явно подготовленная к ремонту (то тут, то там зияли аккуратно вырезанные в асфальте ямы), была ровной и непроблемной. Разве что пару раз мы заметили на поворотах, сразу за указателями ограничения скорости до 40 км/час, жолполовцев на авто без знаков, украшающих спецмашины МАИ, но вооруженных радарами.
В райцентре нас уже ждали. Руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Тюлькубасского района ЮКО Мустафа Желдыбаев дал нам в провожатые «лучшего знатока садов всего района», — как он нам отрекомендовал заведующего сектором отдела, агронома Абая Сатыбалдиева.
«Мы подготовили для вас небольшой маршрут. Думаю, когда вы сами увидите, поймете, насколько серьезно в нашем районе занялись разведением садов. Я присоединюсь к вам уже на втором пункте маршрута. Но Абай, человек, который как никто в районе знает о садоводстве, вам все расскажет и покажет», — извинился Мустафа Желдыбаев.
Сады – дело прекрасное, но никак не ожидала увидеть настолько красивые пейзажи. Сады крестьянского хозяйства
«Коктал» разбиты прямо у подножия гор. Такое ощущение – пройди пару десятков метров и можешь смело штурмовать эти заснеженные вершины.
«В этих горах и находится красивейший заповедник – Аксу Джабаглы, — рассказал Абай Сатыбалдиев. – Я проработал в нем 10 лет. А потом судьба перекинула меня сюда, в отдел сельского хозяйства».
Сады «Коктала» занимают по нашим, городским меркам, внушительные размеры – 210 га. Но 12 лет назад, в 2001 году, крестьянское хозяйство начиналось с 5 га.
«Они посмотрели, оценили свои возможности и потихоньку площади садов увеличились до 210 га. Сейчас их сады разбиты на несколько участков. Например, здесь – совсем молодые деревца, а эти не старше пяти лет», — рассказал Абай Сатыбалдиев.
С двух сторон широкой тропы растут стройные деревца. Самое высокое, наверное, метра два. Плодоносить эти сады начинают на третий год после высадки и второй год после подвоя, пояснил Абеке. Первое, что бросается в глаза – ухоженность – ствол каждого дерева аккуратно побелен. К слову, здесь в побелку обязательно добавляют медный купорос, поэтому выбеленные стволы отдают голубизной. Еще один интересный момент — близкая посадка. Расстояние между деревьями не больше метра.
«Сейчас применяются новые нормы агротехники. Деревья вовремя обрезаются. Потому и не разрастаются, отнимая друг у друга драгоценное пространство. Для полива используется система капельного орошения. В садах к/х «Коктал» высажено 8 сортов яблок: киргизский апорт, айдарлет, голден деличес (его мы знаем по названию «золотой превосходный»), семирянка, розмарин, Ренат бухарде (или, более привычная нашему слуху, лимонка), белый налив, мельба. Кроме того, здесь высажены груша сорта талгарская красавица и чернослив. К слову, при правильном уходе, плодоносят такие деревья ни много, ни мало – 30 лет».
Одна из серьезных бед, угрожающих молодым деревьям, тюлькубасский шакпак. Налетая со всей дури, он хозяйничает в садах, ломая ветви деревьев, сбрасывая на землю плоды, высушивая землю.
«Посмотрите на эти тополя. Эта лесополоса здесь появилась не случайно. Деревья защищают сады от буйства шакпака. Пронесется он по их кронам, но понизу не пройдет – стволы тополей плотно защищают сады от ветра», — рассказал Абай Сатыбалдиев.
У к/х «Коктал» помимо садов есть и хранилище на 1700 тонн. В этом году впервые планируется собрать более тысячи тонн.
«В прошлом году они загружали плоды в хранилище, но они закончились еще в феврале», — улыбнулся Абеке.
Следующий пункт нашего маршрута – строительство канала, который подведет поливную воду другим садам. «Мы должны увеличить количество поливных земель до 15400 га. В области разработана даже специальная программа на 2012-2015 гг. «Увеличение поливных земель». Сейчас мы строим этот канал, протяженностью до трех км. Планируем, в мае, сдать его в эксплуатацию. Там, пониже есть крестьянские хозяйства, которые нуждаются в поливной воде. Дело в том, что заповедник «Аксу Джабаглы» организован на слиянии двух рек – Аксу и Жабаглы. Вот эти-то реки и дадут воду нашим крестьянам», — продолжил Абай Сатыбалдиев.
А в другой стороне от к/х «Коктал» и правда, воду ждут, как путник в пустыне надеется на оазис. В ТОО «Кентау» под сады планируют занять 420 га.
Небольшие деревца, которые скорее напоминают саженцы – небольшие палочки, высотой сантиметров 80 тянутся ввысь.
Единственное, что говорит о том, что они живые – молодые листья, украшающие самую макушку веток. Некоторые стоят усыпанные цветами.
«В этом году мы планируем собрать с каждого по 5 кг, — рассказывает человек с горящими глазами, которому его 77 лет даже с большой натяжкой не дашь — Вилем Габрильян, старший научный сотрудник, кандидат сельхознаук, отдавший изучению сортов плодовых деревьев более 40 лет. – вы не смотрите, что они такие маленькие. Это сорта специальные, карликовые. Мы их заказали в Турции, на Украине и планируем собирать не менее 500 т с га».
«А почему так издалека-то? И насколько они подойдут к нашим климатическим условиям», — сходу задаю вопрос, забыв о том, что беседую с профи, который на этом деле «собаку съел».
«Во-первых, эти сорта районированы к нам. А во-вторых, у нас в Казахстане даже апорт-то найти трудно. Тот самый, прославивший Казахстан апорт «Александр» или алматинский. Когда я обратился в питомник с просьбой продать мне саженцы, мне ответили, что у них их нет и вообще они чуть ли не на грани закрытия. Это ж уму не постижимо – глава государства выделяет огромные средства на развитие сельского хозяйства, селекционирование, а у них саженцев нет! Только потом, видимо одумались и выдали мне саженцы – рассказал Вилем Завенович и продолжил — А то, что деревца такие маленькие вы не смотрите. Мы их только в марте посадили. Зато уже в первый же год они дадут неплохой урожай. Вот только полива они сейчас просят. Думаю, уже завтра приступим».
Здесь также проложена система капельного орошения. И сады, как мне пояснили агрономы, интенсивные, то есть плодоносят в первый же год и главное, не делая перерывов на год. Но для этого необходима подкормка деревьев.
Садоводства, по словам Вилена Завеновича дело затратное, но быстро окупаемое.
«Но как эти веточки, которые и деревьями-то назвать сложно, выдержат тяжесть плодов?», — спрашиваю я.
«А вы приезжайте к нам осенью, когда на уборке урожая будут заняты полторы тысячи человек, тогда и посмотрите. Мы ведь не просто сады выращиваем. Мы все близлежащее население работой обеспечиваем», — улыбнулся Вилен Габрильян.
В Тюлькубасском районе яблоневыми садами засажены две с половиной тысячи га.
«Это сейчас, в этом году у нас такие цифры. Помнится, в первые годы, когда только стали выдавать субсидии, у нас многие занялись садоводством. Были сады и по 5 га, и по три и по одному. Они и сейчас есть. А есть и крупные хозяйства, которые мы вам показали. А в период с 2007 по 2011 годы у нас было засажено всего 494 га. Развивается у нас и виноградарство. Правда, не так стремительно, как садоводство. Сейчас под виноградники занято 734 га. Да что я все говорю, вы приезжайте к нам в сентябре. Как говорится – лучше один раз увидеть», — улыбнулся Мустафа Желдыбаев, который, не смотря на загруженность, выделил часы своего драгоценного времени и показал нам несколько крестьянских хозяйств.
(Для просмотра фотопанорамы наведите курсор на картинку и потяните ее из стороны в сторону)
Уже прощаясь задаю последний вопрос: «Получается, у нас в области есть столько хозяйств, занимающихся садоводством, но почему яблоки такие дорогие, да и рынки буквально заполонила привозная, а не местная продукция? Ведь и по вкусу и по аромату с нашими яблоками вряд ли что сравниться может?»
«Это – бизнес, — слышу в ответ. – Предприниматель хочет заработать, поэтому и выбирает – какой рынок лучше. Если выгоднее везти яблоку на север РК или в Россию, понятно, что он отвезет их туда, где получит большую прибыль. Тут государство диктовать условия не имеет права».
Впрочем, как мне рассказали в одном из крестьянских хозяйств, у них в планах открытие сети магазинов, в которых будут продаваться наши, тюлькубасские яблоки, саженцы плодовых деревьев и вся необходимая садоводам-любителям справочная литература. Как говорится, подождем.