На 7 миллиардов 713 миллионов тенге нанесли ущерб государству южноказахстанские лжепредприниматели

465
У лжепредпринимателя изъяли 247 миллионов тенге
Бауыржан Мадельханов
Бауыржан Мадельханов

Мужчину взяли на выходе из банка. Он тащил два огромных баула, и весили они ого-го. В сумках были сложены пачки денег – несколько минут назад гражданин обналичил 247 миллионов тенге. В мелких купюрах, так что сумки были тяжеленными…

МОЙТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ

Задержанному гражданину инкриминируют совершение уголовного преступления, квалифицируемого как «лжепредпринимательство». То есть создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. Говоря проще, такие «тоошки» делаются для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Обычно они оформляются на «левых» товарищей, и зачастую эти граждане даже не знают о том, что являются учредителями товарищества с ограниченной ответственностью.

Как же лжепредприятия функционируют? Есть несколько схем. Допустим, фирма «А» закупает у фирмы «Б» лампочки. Покупает за 100 тенге, а продает за 500. С разницы в 400 тенге нужно выплатить государству налог на добавленную стоимость. Но жадность не позволяет сделать этого, и тогда между фирмами возникает еще одна компания «В» – это лжепредприятие, с помощью которого закупочная цена лампочки как бы вырастает до 400 тенге. В результате фирме «А» НДС нужно платить уже со 100 тенге навара. За «услугу» владелец лжепредприятия получает энную сумму вознаграждения, но она, конечно же, гораздо меньше суммы налога.

Другой вариант связан с государственными закупками. Допустим, некое ТОО выигрывает конкурс на ремонт детского сада. Победителю можно нанять квалифицированную рабочую силу и закупить качественные стройматериалы, а можно пригнать гастарбайтеров и взять на базаре материалы по низкой цене. В результате стоимость работ упадет в разы, но исполнителю нужно скрыть оставшуюся сумму – «навар» – от проверяющих органов. И в этом случае на «помощь» придет лжепредприятие, которое поможет скрыть доход. За соответствующую плату, разумеется.

У лжепредпринимателя изъяли 247 миллионов тенге
У лжепредпринимателя изъяли 247 миллионов тенге

Начальник управления по раскрытию экономических и финансовых преступлений ДБЭКП по ЮКО подполковник Бауыржан Мадельханов приводит классический пример лжепредпринимательства: «В марте этого года сотрудниками финансовой полиции был задержан заместитель директора ТОО «Данияр Орда». Он реализовал фиктивные счета-фактуры о мнимой сделке по продаже строительных материалов представителю ТОО «Интегра-А». Сумма – 165 миллионов тенге. В результате этой аферы государство недополучило НДС на сумму более чем 19 миллионов тенге…».

ФУНДАМЕНТ ТЕНИ

В финансовой полиции констатируют: лжепредприятия – фундамент теневой экономики Казахстана. Деньги, которые прокручиваются в этой сфере, огромны и исчисляются миллиардами тенге. За шесть месяцев 2013 года в ДБЭКП по ЮКО возбуждено 23 уголовных дела по подобным фактам. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в 7 миллиардов 713 миллионов тенге, и это лишь по выявленным фактам. По сравнению с прошлым годом эти показатели выросли в два раза…

Кроме того, по фактам уклонения от налогов с признаками лжепредпринимательства выявлено 36 преступлений, тогда как в прошлом году их было 13.

«Владельцы лжефирм с целью скрыть свои преступные действия, – рассказывает подполковник финансовой полиции Мадельханов, – принимают максимальные меры для ухода от ответственности: одни стараются перерегистрироваться в других областях республики, вторые пытаются скрыться путем слияния фирм, а третьи завершают свою деятельность, инициируя банкротирование. В ходе проверки предприятий, проходящих процедуру банкротства, за 6 месяцев выявлено четыре таких факта, по которым возбуждены уголовные дела по лжепредпринимательству, ложному и преднамеренному банкротству. Ущерб, нанесенный этими «компаниями», составил более 4 миллиардов тенге. Отмечу, что одним из критериев оценки деятельности в этом направлении являются статистические данные Национального банка об увеличении или снижении обналичивания денег в банках второго уровня. В первом квартале было снято 45 миллиардов тенге, рост по сравнению с 2012 годом на 12 процентов. Это говорит о том, что финансовым полицейским есть над чем поработать…»

Было очень много споров вокруг вопроса о декриминализации статьи о лжепредпринимательстве. Первый заместитель генерального прокурора Республики Казахстан Иоган Меркель на научно-практической конференции заявил: «Любой предприниматель знает, с обнальной фирмой имеет дело или нет». На вопрос о декриминализации статьи и выведения этого состава преступления за рамки уголовного законодательства Меркель ответил, что «статья такого рода в УК была и будет, а сама по себе проблема добросовестных контрагентов должна решаться в первую очередь на уровне налогового законодательства».

Также Меркель отметил, что статья 192 «Лжепредпринимательство» из новой редакции УК РК исключена. Так же, как и статья 192-1 «Совершение субъектами предпринимательства сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность». Но сами составы преступлений в Лету не канули. Ищите их в статьях новой редакции 222, 223 (уклонение от уплаты налогов с организаций и обман потребителей). В них добавлены новые квалифицирующие признаки и они действительно изменены.

А на вопрос, оправдают ли себя все эти изменения в борьбе с таким негативным явлением, наш собеседник Бауыржан Мадельханов отвечает: «Покажет время».

Для выявления махинаторов в финансовой полиции делают упор не только на оперативную деятельность, но и на кропотливую аналитическую работу. Создана специальная база, в которую занесены все «рисковые» предприятия. Определить их, в принципе, можно.

«Есть несколько признаков того, что фирма является ложной, – делится секретами Бауыржан Мадельханов, – это расхождения в налоговой отчетности и незначительные суммы налогов при довольно большом обороте. У некоторых имеются взаиморасчеты с бюджетными организациями, и это создает повышенные риски для хищения государственных средств. В случае выявления лжепредприятий нами тщательно отрабатываются все контрагенты и выявляется вся преступная цепочка. Другие признаки, говорящие о том, что это сугубо обнальная организация, – частая перерегистрация и смена руководства предприятия, отсутствие персонала, оборудования и постоянного офиса…».

Для борьбы с лжепредприятиями финансовой полицией разработаны совместные планы с налоговым комитетом и департаментом по работе с несостоятельными должниками. В то же время, считают в ДБЭКП, существенную помощь могут оказать работники банков второго уровня. Но пока они пассивны и создают благоприятную почву для обнальных компаний.

И еще один минус – наказание за совершение этого преступления не очень жесткое…

Ринат ХАМИДУЛИН

Реклама