Проспект Кунаева в недалеком будущем соединит северную и южную части Шымкента. А это значит, что определенная часть домов в Старом городе может попасть под снос.
ЖИЛЬЕ МОЕ
Дилшод Абзалов обходит двор своего дома. Здесь он родился, здесь прошло все его детство, здесь появился на свет его первенец. А потом дом наполнился голосами внуков. Рядом со стареньким домом поднялся новый, трехкомнатный. Не столько дом, сколько времянка с залом и двумя спальнями для семьи сына. Если по-хорошему, то старенький дом, который и строился-то без фундамента, давно пора снести, но…
«К нам периодически приходят люди, представляются сотрудниками акимата, иногда на улицах производятся замеры. Толком мало что объясняют, – сетует Дилшод Абзалов. – То говорили, полностью Старый город сносить будут. Тогда столько старогорожан свои дома продали… А я не смог. Это ведь место, где мы, что называется, проросли корнями. Во дворе, в травиночке любой, в камнях на тропинке, в земле, в комнатах все мне напоминает о моих родителях… А как подумаю, что дом снесут, сердце кровью обливается…»
Одна из последних новостей, которую в последнее время обсуждают жители Старого города: их ожидает снос, но теперь уже частичный.
«Нам сказали, что будут «протягивать» проспект Кунаева. А я в этом году хотел начать строительство одного большого дома и для нас с женой, и для внуков. И не знаю, стоит ли теперь вообще что-то начинать», – наш собеседник смотрит на нас вопросительно.
Как выяснилось, начинать строиться стоит не всем…
ПРОСПЕКТ ГРОЗИТ НЕ ВСЕМ
Разговоры вокруг сноса Старого города возникают с периодичностью раз в пять лет. То японские инвесторы были готовы вложить свои средства в перестройку этого района, то итальянские, то казахстанские. В 2006 году даже была развернута целая кампания по скупке домов. Тогда инициаторы реконструкции Старого города говорили, что к 2009 году на его территории будут стоять четыре девятиэтажных дома, а к 2015 году здесь уже ничего не будет напоминать о том самом Старом городе.
На дворе 2014 год. О судьбе Старого города мы поговорили с главным архитектором Шымкента Нурланом Архабаевым.
– Нурлан Тулепбергенович, в одном из интервью вы говорили, что по генплану задумано продление проспекта Кунаева до района автовокзала. Изменились ли как-то эти планы?
– Нет, план не менялся. Действительно, проспект Кунаева будет продлен до автовокзала. План детальной планировки этого района уже есть. Существует рабочий проект. Но сейчас он проходит процедуру согласования и утверждения. Приступить к его реализации мы сможем только после того, как проект будет утвержден.
– Как долго обычно длится эта процедура?
– Около полугода.
– То есть сегодня мы можем сказать, что через полгода вы приступите к его реализации?
– Возможно, даже раньше, ведь проект на согласовании уже второй месяц.
– Что делать людям, которые бы хотели как-то перестроить свой дом, может, начать строительство на своем участке или капитально отремонтировать жилье? Ждать четыре месяца?
– Нет. Жителям Старого города я хотел бы посоветовать, прежде чем приступать к каким-либо работам, обязательно прийти в третий кабинет отдела архитектуры и по рабочему проекту посмотреть, попадает их дом под снос или нет. Если дом попадает под снос, предстоит процедура изъятия его под госнужды. В этом случае владельцу будет предоставлена компенсация.
– Можете ли озвучить суммы?
– Это будет делаться по каждому случаю индивидуально.
– Какие документы должны предоставить жители в отдел архитектуры?
– Все правоустанавливающие документы на дом: госакт, техпаспорт…
– Нурлан Тулепбергенович, одна из самых больных тем, которые словно бельмо в глазу у руководства города, – стихийная торговля в Старом городе. В теплое время года невозможно нормально по тротуару пройти – везде выставлен товар из строительных магазинов, а все обочины забиты транспортом. Некоторое время назад говорилось, что строительный рынок в Старом городе будет перенесен за город, якобы и с местом уже определились. На какой стадии этот вопрос сейчас?
– Конечно, предприниматель всегда смотрит, как ему выгоднее. И мы не можем никого в этом упрекать. Другое дело, если ты продаешь, занимаешься бизнесом, не создавай вокруг себя хаос. Продаешь строительные материалы? У тебя есть магазин? Так и продавай их в магазине, не заставляй своим товаром тротуар…
– Получается, переселения стройрынка из Старого города ждать не стоит?
– Вы же понимаете, это также связано с финансами. Для того чтобы его сейчас вынести за пределы города, мы должны определиться с местом, подвести туда все необходимые коммуникации, иначе у нас ничего не получится. В качестве примера достаточно привести историю с рынком, который несколько лет назад начали строить в районе Бозарыка. Как вы и сами, наверное, знаете, сейчас он стоит заброшенный. И потом, есть ведь вторая сторона – покупатели. Мы привыкли, что в Старом городе всегда можно купить любые стройматериалы. И нам это удобно. Можно доехать как на машине, так и автобусом или маршруткой. Но за город вы уже не сможете поехать, если вам срочно понадобится какая-либо строительная мелочь. Поэтому, определяя место, нужно смотреть на это со многих сторон, чтобы оно отвечало потребностям всех – и города, и покупателей, и предпринимателей.
– Спасибо вам, Нурлан Тулепбергенович, за интервью.
Саида ТУРСУМЕТОВА