В Шымкенте прошла республиканская туристская ярмарка Silk Road Fair. В рамках ярмарки состоялся форум, на котором присутствовали представители ведущих европейских и казахстанских туристических компаний. Здесь рассматривались в том числе и вопросы важности маркетинговой деятельности для развития туризма в Казахстане. Об этом мы побеседовали с редактором британской компании Silk Road Media Маратом Ахметжановым.
О чем говорит статистика относительно туризма в Казахстане?
Предполагаю, что не всем она понравится. Между тем официальная статистика говорит о более чем миллионе туристов. В реальности это люди, пересекающие границу либо останавливающиеся в отелях, либо бизнес-туристы. Если мы говорим о туристах в чистом виде, которые купили тур и приехали в Казахстан, то я подозреваю, что их меньше, чем 80 тысяч человек в год. Это очень маленькое количество, учитывая тот потенциал, который может быть у Казахстана. Даже если предположить, как говорили на форуме, что приезжают два миллиона туристов, это все равно в десятки раз меньше, чем, например, у Великобритании, Таиланда, Турции, Франции и так далее.
За последние 12 лет мне, как представителю прессы и и человеку, который продвигает Центральную Азию, удалось побывать более чем в сорока государствах и лично наблюдать, как развивается туризм в этих странах и что привело к тому, что есть страны, которые получают до 40 миллионов туристов в год, а есть страны, которые не могут получить и 100 тысяч туристов.
Почему? Чего не хватает Казахстану?
В первую очередь нужно понимать, что Казахстан — это не тропическая страна с пляжами, теплым климатом двенадцать месяцев в году. Соответственно, курортный туризм на 90% можно исключить, кроме сезонного. И то он очень специализированный, для очень узкого круга людей, которые приедут в Боровое или на Каспийское море, или на Алаколь. Все равно большая часть туристов, которые хотят получить пляжно-курортный отдых, поедут на теплые моря. Поэтому рассматривать это как такую дистанцию для курортного туризма Казахстану сильно не стоит.
Что, по вашему мнению, мы можем предложить и это будет интересно туристу?
Культурный туризм — это то, чего как раз таки и не хватает. Западная Европа и Великобритания, в частности, любят изучать чужую культуру. Поэтому Казахстану не хватает культурных мероприятий, не хватает того, чем гордились бы сами казахи. Для того, чтобы приехали иностранные туристы, необходимо развить сначала внутренний туризм. Нужно развивать различные мероприятия, площадки, сервис, транспорт для самих казахстанцев. И только через развитие внутреннего туризма придет внешний туризм. Попытки насадить иностранных туристов, не развивая внутренний туризм, всегда заканчивались провалом: тратится куча денег, но туристы не приезжают. Потому что, приезжая, турист видит, что его просто обманывают. Вот вам пример, причем мой собственный. Я приехал на древнее городище «Отрар», а там никого нет. Меня, как туриста, никто не встретил, никто ничего не рассказал. Я один был. Но я, как человек, который родом из Центральной Азии, знаю историю, и для меня это не было большим разочарованием в отличие от тех, кто здесь был впервые.
Для развития туризма должна быть хорошая поддержка инициатив на местах: проведение фестивалей, конкурсов, каких-то маскарадов, красивых и примечательных дней города. Вот великолепный пример — проведение в Бухаре фестиваля «Щелк и специи». Десять лет назад группа туроператоров стали проводить этот фестиваль, посвященный традициям Бухары. И знаете, теперь каждый год специально на этот фестиваль приезжает 15 тысяч иностранных туристов. В Казахстане нет ни одного города, который бы собирал такое количество туристов на одно мероприятие. И вот если такое мероприятие появится и будет из года в год поддерживаться, туристы приедут. Пусть это будут конные игры или мероприятия, связанные с едой и национальными традициями, народными играми. Но,в первую очередь, это должны полюбить и хотеть это делать жители Казахстана. И не потому, что им кто-то заплатил деньги или заставил это делать для группы иностранцев. Это должно стать частью национальной культуры. И вот когда это будет оригинально, интересно, красиво и искренне, тогда туристы и приедут.
Что вы можете сказать конкретно о Южном Казахстане?
Я не скажу, что достаточно много, но знаю о достопримечательностях Южного Казахстана. Но историей мало кто может ознакомить туриста на месте. В том же городище «Отрар» нет даже вывесок, где было бы все написано, негде купить туристам сувениры и так далее. И получается, что историю сохранили, но никому это не нужно. И пока местное население в действительности не увидит в этом пользу и толк для самих себя и будет это любить, ни за какие деньги иностранцы сюда не приедут.
Как вызвать этот интерес у местного населения?
Необходимо, чтобы поддерживалась инициатива снизу. Когда приходит группа граждан и предлагает провести фестиваль, надо обязательно поддержать. Возможно, не стоит делать сто шоу или сто пресс-туров, а сделать один, но хороший фестиваль, о котором заговорят.
На ваш взгляд, сколько времени понадобиться Казахстану, чтобы поднять туризм на должный уровень?
Пять лет. Если сегодня начать уже делать все то, о чем я говорил выше: это проведение культурных мероприятий, вызывать инициативу на местах, проводить идеологическую работу по возрождению национальных обычаев, традиций культуры через активные мероприятия.
Спасибо за беседу.