Главное – человек и его жизнь, все остальное вторично. Это основной постулат, которого должны придерживаться в своей работе спасатели. В первую очередь – помощь человеку, а потом все остальное.
Страшная авария на трассе, в салоне автомобиля зажат водитель. К моменту приезда спасателей он еще жив, находится в сознании и как будто бы спокоен. Но через несколько минут его истошный крик перекрывает визг гидравлического аппарата… «Вы его режете!!!» – так же истошно кричат очевидцы, пытаясь остановить специалиста. На помощь спасателю приходят коллеги, оттаскивая нервных зевак. А счет идет на секунды. Тому, кто видел подобные аварии, ситуация знакома.
«Если вы не медик, то даже смысла объяснять ситуацию нет, – рассказывает Галымжан Дюсенбаев, спасатель первого класса, заместитель руководителя спасательного отряда ДЧС КЧС МВД РК по оперативной работе, – а если вы знакомы с медициной, то и не будете кидаться к спасателю с обвинениями. Чем быстрее мы вытащим потерпевшего из покореженной машины, тем больше у него шансов выжить. Есть такое понятие – синдром длительного сдавливания, в это время боли нет. Однако как только металл начинает ослаблять свои тиски, появляется дикая боль. Смотреть на это страшно и слушать страшно! Но если резать медленно, то наступает токсикологический синдром и шансы на спасение сводятся к нулю. В такой ситуации может дрогнуть рука даже у опытного спасателя, а что говорить о новичках. Вот и учим, чтобы не дрогнула…»
За двадцать лет работы спасательного отряда историй у специалистов накопилось на целое собрание сочинений. Жаль, что никто не записывает, потому что истории довольно поучительные.
Эх, ВАСЯ, ВАСЯ!
Хозяйку кота Васи знают все старожилы спасотряда. А имя Васи уже стало нарицательным. Бабушка то и дело вызывала парней снять этого рыжего проказника с макушки дерева, растущего у подъезда. «Мы уже даже привыкли, что к нашему приезду Вася болтается на дереве где-то на уровне пятого этажа и истошно орет, а его хозяйка плачет перед подъездом, – вспоминает Галымжан Дюсенбаев. – Со мной молодые наши спасатели, почти новобранцы. Увидели, на какую высоту забрался Вася, аж присвистнули. Но делать нечего, пристегнули страховку, полезли. Васю сняли и из рук в руки хозяйке передали. И тут Вася изловчился, извернулся, выскользнул из рук старушки и сквозанул на прежнее место! Как мои парни психанули! Но пришлось лезть снова – у бабушки истерика… Едем потом на базу, ребята злые и мне говорят: «Вот вы говорите: мы спасаем человека прежде всего, а это же кот, наглый, ну и пусть бы на дереве сидел! А я смеюсь: «Ничего вы не поняли, мы только что старушку от сердечного приступа спасали. Это для вас он кот помоечный, а для нее – единственная родная душа, она же с ним как с человеком родным…»
Не обязаны по своим должностным инструкциям сотрудники спасательного отряда котов, собак спасать, животных вызволять из колодцев, щелей всяких, ям. Но едут и делают эту работу, потому что главное – человек, которому эти животинки дороги. И предупреждают всегда бабушек-дедушек: застрял кот на дереве, не рискуйте жизнью молодых соседей, заставляя их карабкаться по тонким веткам. Вызовите специалистов.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Аварийно-спасательные работы, водно-спасательные и водно-поисковые работы, неотложные и поисковые работы – вот перечень обязанностей спасателей, ради которых, собственно, и создавался спасотряд. К слову, девятнадцать лет назад шымкентское подразделение Министерства по чрезвычайным ситуациям было третьим в стране. Штатная численность ОСО – 48 человек. Зона ответственности – территория Южно-Казахстанской области.
В обязанности спасателей входит ликвидация последствий природных и техногенных катастроф. Но! Если человек попал в беду, даже если она маленькая и, по меркам окружающих, личная, спасатели отправляются на помощь.
«Когда наш отряд был создан, люди ничего о нас не знали, – рассказывает Галымжан Бекенович, – и в целях популяризации профессии «спасатель» наши ребята старались помогать всем без исключения. Сломался замок и человек не может попасть в квартиру – мы обязательно приезжали, чтобы вскрыть дверь. Но потом вызовов стало больше, и, опять же, пришлось расставлять приоритеты. Вот реальный случай, и подобное происходит часто. Приезжаю на вызов, на лестничной площадке – семейная пара с детьми, не могут попасть в квартиру: заклинило замки, а окна все в решетках. Начинаю вскрывать замок, а тут сообщение приходит: внучка пришла проведать бабушку и не может достучаться. Вроде бабушка из-за двери стонет. Естественно, бросаю замок и туда. Вскрыл дверь, а там пожилая женщина упала в ванной и сломала бедро. Сразу первую помощь оказали, скорую вызвали, передали пенсионерку врачам. А те, первые, обиделись, даже руководству жаловались потом, что спасатели бросили их на произвол судьбы. И никак не хотели понять, что их-то жизни ничего не угрожало…»
Но когда на человека обрушилось горе, он имеет право выплескивать свои эмоции, уверен спасатель первого класса, а вот профессионал-спасатель не имеет права отвечать раздражением. Чаще всего такие эмоциональные выбросы случаются в процессе поиска утонувших людей. «В этом году 50 утонувших – наша область побила печальный рекорд, – рассказывает спасатель. – Никогда такого не было. И это несмотря на постоянные профилактические беседы, телеканалы пестрят роликами, информационные агентства чуть ли не каждый день говорят о несчастных случаях на воде… Вот случай: вызов поступил ближе к вечеру – в Сырдарье утонул человек. Да, выезд экстренный, но мы не бэтмены, летать не умеем. Пока добираемся к месту предполагаемой гибели, уже начинает смеркаться. В таких случаях всегда принимается решение начинать поиски тела с рассветом. А родственники чуть ли не в драку кидаются – ищите сейчас! В мутной речной воде даже днем видимость нулевая, что говорить о ночи… Жизнь утонувшего уже не спасти, но сохранить ее спасателям-водолазам тоже необходимо. Вот и приходится беседовать с близкими жертвы, выслушивать все обиды и обвинения в наш адрес. Когда у человека горе, он не принимает рациональных доводов. Есть такие кто даже потом, по прошествии времени, жалуется во все инстанции. Мы относимся с пониманием…»
Но если есть вероятность, что пропавший человек жив, если нет очевидцев трагедии, а, например, он просто пропал в районе реки или в горах, поиски не прекратятся ни на минуту.
В обязанности спасателей входит и сотрудничество с правоохранительными органами. Поисковики спасотряда не единожды занимались розыском вещественных доказательств. Оружие, пакеты с вещами, улики с места преступления – сколько всего было поднято водолазами со дна рек и озер, не перечесть.
СТРАХ
По мнению Галымжана Бекеновича, страх – это спасение человечества. И все беды от «бесстрашных» людей. «Если человек не боится за свою жизнь, он и к окружающим безалаберно относится, – уверен спасатель. – Поднялся в горах на скалу трехметровую, уже должна быть страховка. Часто людей подводит самоуверенность – я смогу, я сделаю. Лучше недооценить свои силы – целее будешь…»
Несчастья в любой опасной сфере деятельности происходят или с дилетантами, или с опытными профессионалами. Собрались как-то бывшие горные инструкторы и отправились в поход. Наши сотрудники их потом десять часов выносили из ущелья на Угамском хребте. На себе. Четверых довольно тучных людей. От недостатка кислорода у одного из них случился сердечный приступ, другой подвернул ногу, и еще двое по мелочи травмировались. Сами бы не выбрались…
«Даже когда природные катаклизмы происходят, – говорит спасатель, – прежде всего нужно бояться за себя и за близких людей. Все в жизни можно восстановить – дом, мебель, документы, – только не саму жизнь. Ежегодно наши специалисты выезжают в Северо-Казахстанскую и Восточно-Казахстанскую области на помощь местным спасателям. Там такие наводнения случаются, что нам даже в кошмарном сне присниться не может. Гибнут люди, редкий сезон обходится без жертв. Это страшная трагедия, но если бы пострадавшие от наводнения спасали бы в первую очередь себя, а не имущество, человеческих жертв было бы меньше. Забирайтесь на крышу дома и ждите, спасатели обязательно придут! А у нас в области после строительства Коксарайского контррегулятора стало значительно спокойнее…»
Спокойнее совсем не значит, что вызовов у спасателей стало меньше. За 10 месяцев этого года по тревожным звонкам спасатели выехали 680 раз. В ходе аварийно-спасательных, поисково-спасательных и других неотложных работ спасены 130 человек, в том числе ребенок. На аварийно-спасательные работы специалисты отряда выехали 89 раз, и 44 выезда пришлись на поисково-спасательные работы. В 492 случаях подразделения спасательного отряда выезжали на помощь населению, во время которых были предотвращены чрезвычайные ситуации бытового характера, а также оказано содействие правоохранительным органам по вскрытию помещений.
За прошедший период водно-поисковой службой ОСО было сделано 40 выездов, из них в 30 случаях результаты были положительными. Количество спасенных за 9 месяцев в 2015 году составляет 126 человек. Домашних животных специалисты спасали 172 раза. На дорожно-транспортные происшествия подразделения специалистов выезжают почти каждый день…
А в перерывах между спасательными операция отряд принимает участие в республиканских соревнованиях и смотрах, оттачивает, так сказать, свое мастерство и профессионализм.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
Недавно спасательный отряд распространил информацию о телефоне доверия, что даже удивительно для такого подразделения. Во всех СМИ были размещены объявления: «При проявлении коррупционных правонарушений среди сотрудников ГУ «Оперативно-спасательный отряд ДЧС ЮКО (г. Шымкент) КЧС МВД РК» просим сообщать по круглосуточному телефону доверия 53-63-09».
«Если быть точным, то телефон доверия был создан не только для жалоб, – говорит Галымжан Дюсенбаев. – Мы должны знать о психологическом настрое наших ребят. Вдруг кто-то повел себя некорректно, был груб, зол. Может, специалист неуважительно отнесся к людям, попавшим в беду. Дисциплинарную сторону нашей работы мы тоже должны контролировать».
По этому номеру телефона спасатели ждут заявлений от неравнодушных граждан. В некоторых случаях трагедию можно предотвратить. На телефон доверия как-то позвонил директор одной из городских библиотек. Мужчина переживал за безопасность навеса около его здания. И, как выяснили спасатели, небезосновательно – крыша сооружения держалась на честном слове. А буквально на днях люди увидели оголенный провод, валяющийся на земле. Прибывшее спасатели предотвратили беду.
А если о коррупции… За помощь спасательный отряд денег не берет и права на это не имеет. Ни в каких ситуациях.
Елена БОЯРШИНОВА