Это один из самых долгих постов в году. В народе его часто называют Филипповым постом – его начало приходится на день памяти святого Филиппа. В отличие от распространенного мнения любой пост – это не цель, а всего лишь средство для достижения душевного равновесия.
В различных православных календарях, трактующих и объясняющих сущность любого поста, всегда можно найти и распорядок приема пищи в эти дни. Есть дни, в которые можно есть растительную пищу с маслом, дни сухоедения, рыбные дни и также несколько дней, когда еда полностью запрещена постом. Но, как оказалось, подобное меню не для мирян. Такая строгость поста предназначена для священников и монахов, а обычная практика поста – это воздержание от яиц, молочных и мясных продуктов.
«Опять же, не устаю повторять, – поясняет протоиерей Александр, священник Свято-Никольского кафедрального собора Чимкентской и Таразской епархии. – Для кого-то строгий пост, содержащий в меню каши на воде, овощи и фрукты, – нормальное дело, но для многих одна котлета на обед вместо двух – уже подвиг. И таких людей много. Главное – не впадать в крайности. Организм, не привыкший голодать, может дать серьезный сбой, и никакое «бог в помощь» в этом случае ни при чем. Держать строгий пост можно лишь в том случае, если человек морально и физически готов к этому…»
Телесный пост, кстати, без духовного поста ничего для спасения души не принесет. Даже наоборот, такой пост может стать духовно вредным – переступая через себя, воздерживаясь от пищи, человек проникается сознанием собственного превосходства от самого сознания того, что он постится. Настоящий пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков. За это время нужно искоренить и простить обиды, может быть, исключить увеселительные мероприятия, насколько это возможно. Элементарно отказаться от просмотра телевизора и «зависания» в интернете. Без всего этого пост становится обычной диетой, которую нет смысла начинать именно в знаменательный для православия день.
«Как раз в канун поста наши прихожане задают вопросы, связанные с подорожанием продуктов, – рассказывает отец Александр, – мол, готовить что-то вкусненько и чтобы соответствовало посту стало очень накладно. И опять же, люди просто не понимают, что пост – это еще и отказ от удовольствий. А эксперименты на кухне для некоторых хозяек – тоже удовольствие. Мы же часто слышим: «Я люблю готовить. И время, которое я провожу на кухне, – для меня настоящий отдых…» Может быть, кого-то сейчас и не обрадую, но чревоугодие, даже постное, – грех. Это как в притчах рассказывается о людях, которые вроде занимаются благим делом и живут правильно, но оказывается, что нет, не правильно. Например, предприниматель купил поле, он хочет стать фермером, и у него это получается, но земля поработила его, и он не видит ничего, кроме своей работы. Или другой человек: он женился по любви, обожает свою жену и детей, но в его сердце больше нет места ни для чего, кроме любви к домочадцам…»
У одного трудолюбивого и богатого человека в поле был хороший урожай. Глянул он на свои угодья и затосковал: «Что мне делать? Мне же некуда собирать урожай! Все хранилища у меня переполнены!» Решил фермер, что нужно сломать старые житницы и склады и построить новые – большие. Сказано – сделано: выстроил предприниматель большие хранилища и сам себе воскликнул: «Душа моя! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! Этого урожая хватит безбедно прожить, а на следующий год еще больше соберу, заготовлю и продам. И будет у меня счастье всегда, как урожай, – больше и больше!»
Но Господь сказал ему: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?»
«Эта притча близка, пожалуй, каждому, – улыбается отец Александр. – На человека свалилась огромная житейская удача, такое вознаграждение за его труды! Такая удача редко кому выпадает. И мы радуемся за этого грамотного разумного хозяйственника, который разоряет ветхие хранилища, модернизирует хозяйство, поднимает уровень своего собственного существования, делает более эффективными свои экономические процессы. Казалось бы, все идет как по маслу. И вдруг в этой притче Бог обращается к этому хорошему хозяйственнику со словами: «Безумный, в эту ночь из тебя душу с муками изымут ангелы. Кому останется все то, что ты накопил?»
Жестоко? Казалось бы, да. Но на самом деле эта притча является пояснением того, что жизнь человека не зависит от изобилия его накоплений. Если вдуматься в эти слова, то хочется сказать: плохо, что не зависит. Нам было бы гораздо легче, если бы мы знали, что счастье первой категории – это 100 тысяч долларов, счастье второй категории – 20 тысяч долларов, ну а третью, для тех, кто попроще, и за 5 тысяч долларов вполне можно приобрести…»
Иногда на самом деле людям кажется, что для счастья чуть-чуть чего-то не хватает. Человеку, который одержим зарабатыванием денег, всегда не хватает какой-то суммы. Тщеславному всегда не хватает славы. Человеку, озадаченному своими проблемами, всегда не хватает какого-то волшебного, чудесного разрешения этих проблем. Опять же, не хватает чего-то для себя… А для других?
«Добрые же дела не может отнять у нас никто – ни злые люди, ни земные превратности, ни сама смерть, – говорит священник. – Так что совершенно справедливо сказал один из древних мудрецов: «Богатый не тот, кто много имеет сам, а тот, кто много дает другим». Безумному богачу следовало бы не запирать свое богатство в амбарах, чтобы тратить на одного себя, а поделиться им с нуждающимися – нищими, убогими, инвалидами и прочими обездоленными людьми».
И это еще одна из заповедей поста для душевного покоя.
Елена БОЯРШИНОВА