История шестилетнего Камшыбека Мухаммеда из поселка Амангельды Ордабасинского района, который был похищен на пару недель назад и благополучно найден спустя три дня, продолжает обрастать новыми подробностями.
БАНДЫ ПОХИТИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В ШЫМКЕНТЕ НЕТ
Так, стало известно, что в течение тех трех дней, пока велись поиски, в полицию обращалась некая Асель, заявившая, что, возможно, похищением людей в ЮКО занимается целая банда.
Отметим, что поиски ребенка, длившиеся с 20 по 23 февраля, превратились в настоящую широкомасштабную кампанию с участием не только полиции, но и журналистов, волонтеров, использованием социальных сетей, ватцапа, интернета. Ситуация с розыском ежедневно освещалась на экранах местного телевидения. Фотография ребенка и фоторобот подозреваемой неоднократно транслировались даже по всем республиканским телеканалам. Полиция обращалась за содействием ко всем, кто мог обладать хоть какой-то информацией.
В результате одной из таких «помощниц» и стала Асель. Она рассказала полиции, что сдает одну комнату. И якобы именно 20 февраля, в день похищения ребенка, к ней обратилась некая пожилая полная женщина с просьбой сдать квартиру на неделю. Клиентка пришла осмотреть жилье и поговорить с хозяйкой. Комната ей понравилась. Она выразила готовность заплатить за аренду 100 долларов США – сумму, гораздо большую, чем обычная плата за жилье, которую назначала Асель.
Однако у клиентки не имелось документов. Именно из-за этого обстоятельства, по утверждению Асель, она вынуждена была отказать женщине. Потом Асель, провожая клиентку, вышла с ней во двор. На улице она увидела автомобиль, в котором сидел взрослый мужчина и маленький мальчик. Асель также случайно подслушала разговор, который вела женщина по мобильному телефону. Из этого разговора можно было понять, что она собирается ехать куда-то поездом, но опасается, что из-за отсутствия документов могут возникнуть сложности. Также женщина говорила, что маленький мальчик в машине ее внук, и у него тоже нет документов. В целом ничего особо криминального в этом разговоре не было. Однако когда Асель простилась с несостоявшейся жиличкой, и уже вернулась к себе в квартиру, в дверь опять позвонили. На пороге стоял тот самый мужчина из автомобиля. Он пригрозил Асель, что если она кому-нибудь расскажет о них, то ее ребенка «тоже похитят».
У Асель имеется двухлетняя дочка, которую она воспитывает одна. Эта угроза, конечно, ее сильно напугала. А впоследствии, когда она увидела сюжет по телевизору, то на фотографии Камышбека, по утверждению Асель, она узнала того самого мальчика, который также находился в автомобиле.
В результате Асель и сделала свое заявление в полиции, прося помощи и защиты. В правоохранительных органах предприняли меры предосторожности в отношении заявительницы и провели расследование. Однако впоследствии полиция официально заявила, что информация Асель не имеет никакого отношения к делу Камышбека, и в целом ее слова не нашли подтверждения. Никакой организованной группы, занимающейся похищением детей, в нашей области нет, однозначно заявили в полиции.
ПОХИЩЕНИЯ БЫЛИ И РАНЬШЕ
Три года назад в Шымкенте прямо в школе была похищена пятилетняя девочка. Стоит особо отметить, что в школе в нескольких местах были оборудованы камеры видеонаблюдения. Однако ни одна из них происшествие не зафиксировала. Вернее, не записала.
Отметим, что массовая установка камер видеонаблюдения в школах Шымкента началась в начале 2011 года. На это из бюджета было затрачено 5677200 тенге. Всего тогда в учебных учреждениях было установлено 170 видеокамер, в среднем по шесть камер на школу. Половина из них – для наружного наблюдения, другая – для внутреннего. По нормативам, камеры должны были обеспечивать обзор коридора первого этажа, главный вход и, по усмотрению дирекции школы, места «наибольшего риска». Комплексы видеонаблюдения включали и систему записи происходящего минимум на 24 часа. Правда, как выяснилось, в школе этим никто особо не озадачивался.
9 октября 2013 года примерно в 14:00 в школу №87 пришла мама ученицы нулевого класса – пятилетней Нурай. С удивлением женщина узнала, что девочка ушла с «бабушкой». Родительница вернулась домой. Тут выяснилось, что никто ее не забирал! Мама обзвонила родственников, друзей и знакомых – ответ тот же. Сказать, что родители испытали шок – значит, не сказать ничего. Они вновь бросились в школу. Здесь лихорадка охватила и учительницу. По ее словам, пожилая женщина представилась бабушкой Нурай, и девочка спокойно пошла с ней.
Вызванные полицейские, естественно, стали интересоваться описанием «бабушки». И тут обратили внимание на видеокамеры в помещении и во внутреннем дворе школы. Кажется, вопрос с описанием возможной похитительницы решался максимально эффективно. Но… Оказалось, что видеокамеры ведут наблюдение и передают картинку на монитор, однако запись происходящего… не ведется. Директор и заведующая по хозяйственной части (кстати, ответственная за технику видеонаблюдения) признались, что даже не догадывались, что «это еще и записывать должно».
Стоит отметить, что тогда, в сентябре 2013 года, накануне начала занятий в школах, прокуратура Абайского района Шымкента проверила эффективность использования школьных видеокамер. Конечно, обнаружились нарушения. В одной школе камеры демонтировали во время летнего капремонта и кучей сложили в кабинете. В четырех школах видеокамеры обслуживали исключительно приемную директора – чтобы он мог видеть, кто ждет с ним встречи. Другое типичное нарушение – монитор для наблюдения установили в помещении школьной охраны. Прокуроры отметили, что школьные охранники в основном несут ответственность за сохранность имущества школы. И, скажем, на ссоры или драки между школьниками обращают внимание, только если они начинают бить окна.
«Мониторы, на которые подается изображение с камер видеонаблюдения, полагается устанавливать в кабинетах ответственных лиц, уполномоченных решать дисциплинарные и воспитательные вопросы, – сказал заместитель прокурора Абайского района Ермек Айтимов. – Это директора, завучи по воспитательной работе, школьный инспектор по делам несовершеннолетних».
Прокуратура направила в отдел образования Шымкента предписание с требованием принять меры. Заведующие по хозяйственной части шести школ Абайского района, где были зафиксированы нарушения, тут же были административно наказаны. Таким образом, к началу октября ситуация с видеокамерами теоретически нареканий не вызывала. К слову, школа №87 по результатам проверки прокуроров числилась одной из лучших в использовании камер видеонаблюдения…
…Но вернемся к истории с пропавшей девочкой. Когда надежды на видеозапись провалились, следователи стали привычно составлять фоторобот подозреваемой «бабушки». Он появился в СМИ, листовками увешали весь Шымкент. Была объявлена награда за любую информацию о малышке. К счастью, история завершилась благополучно. Спустя десять дней девочку нашли. Она стояла одна на улице и плакала. Прохожие сразу узнали ее по фотографии, которую каждый день показывали местные телеканалы. Полиция на всякий случай задержала человека, нашедшего девочку. Однако впоследствии он был отпущен со словами благодарности и от родителей девочки, и от полицейских. Медицинская экспертиза пришла к заключению, что физического вреда малышке нанесено не было. Но она все равно прошла курс реабилитации у психолога.
Похитительница тогда так и не была найдена. В полиции не исключают, что это могла быть именно та самая женщина, которая теперь, спустя три года, похитила мальчика.
ПОЧЕМУ ДЕТИ УХОДЯТ С ЧУЖИМИ ЛЮДЬМИ
В шесть лет дети идут в школу. При этом рекомендуется пройти подготовительный, так называемый нулевой, этап. Поэтому уже в пять лет малыши отправляются за парты. Опытные педагоги легко объясняют, почему пятилетний ребенок может спокойно уйти с незнакомым человеком и даже при этом называть его «бабушкой-дедушкой» или «дядей-тетей». Любой человек может подойти к детсадовской группе или младшеклассникам и просто громко позвать: «Пойдем домой!» К нему подбежит кучка детей. Хотя бы из любопытства. Незнакомец может выбрать любого ребенка и сказать: «Меня прислала твоя мама, я тебя домой отведу!» Как говорят психологи, эти заветные слова действуют на большинство малолетних детей. Они спокойно могут подтвердить учительнице: «Да, это за мной!» Проблема еще и в том, что родители нередко присылают за ребенком родственников, знакомых и т. д.
В общем, бдительность здесь не может быть чрезмерной.
Данил ШЕМРАТОВ