Зачем нужны психологи в казахстанской армии?

1361

Впервые я столкнулась с армейским психологом, естественно, а армии. В части, где проходит службу мой сын. Я «знала» сына 19 лет, а психолог – всего месяц, но во время беседы мне казалось, что я на приеме у гадалки. Причем у настоящей. Всего за месяц военный психолог узнала о новом парне столько, сколько я не смогла за всю жизнь с ним рядом. И, как выяснилось, никаких бесед по душам с новобранцем еще не было, только наблюдения. Капитан Елена Малая удивила не только меня…

По прошествии нескольких месяцев, вспоминая слова психолога, я убедилась, что мы, родители, так мало знаем о своих мальчишках… И, по большому счету, даже не армия меняет их характер и закаляет волю. Просто мы, обожающие мамы и заботливые папы, не замечаем или не даем характеру нашего мальчишки развернуться во всей, так сказать, красе.

Зачем нужны психологи в казахстанской армииДля чего нужен психолог в армии? Он несет очень важную миссию. Психолог – это человек, который при любом раскладе должен найти выход из ситуации. Каждый солдат, который только начинает службу, испытывает очень сильное психологическое давление, его жизнь круто меняется. Именно поэтому помощь психолога в это время так важна.

Очень часто в армии у солдат случаются психологические срывы. Такая ситуация требует обязательного вмешательства психолога. Если солдат скрывает свои трудности, то все может усугубиться еще больше. Накопление неразрешенных проблем может привести к одновременному сильному всплеску. Тогда молодой организм просто не выдержит и сдаст свои позиции. В этот момент может произойти что угодно.

Предварительно, перед самим призывом, заступлением на службу, молодой человек проходит собеседование с психологом. Там специалист выявляет все возможные расстройства, которые могут случиться у человека. Это является обязательной мерой для того, чтобы исключить или свести к минимуму возможность возникновения проблем во время службы.

Солдат в армии может в любое время обратиться к психологу. Тот обязан его выслушать и дать совет. В отдельных, особо сложных случаях, может понадобиться привлечение помощи со стороны. К слову, не исключена и госпитализация солдата. В каждой отдельной ситуации нужно действовать индивидуально. Мальчишки-солдаты хоть и выглядят похожими друг на друга, все же остаются индивидуальностями, личностями со своими особенностями.

ВСЕГДА НА СВЯЗИ?

Даже предположить не могла, что на направление солдата в караул может наложить вето именно армейский психолог. Специалист может сказать «нет!», и военнослужащий останется в казарме. «А как вы хотели? – рассказывала родителям срочников капитан Елена Малая. – Если я узнаю, что мальчишка получил из дома неприятное сообщение или, чего доброго, девушка бросила, а может, наоборот, беременная. Никаких караулов! Мальчишки, пришедшие в армию, и так испытывают серьезный стресс, кстати, не потому что в армии плохо, а потому что вмиг обрушилась вся их привычная жизнь и началась резкая перестройка не только физическая, но и душевная. Так вот, о карауле или даже наряде… Любое сообщение может выбить молодого солдата из колеи. Всякое бывало: бежали, потому что у девушки случились преждевременные роды, потому что мама попала в больницу, потому что друг оказался вдруг… А потом трибунал. Он, может, и не хотел бежать из армии, не собирался, но эмоции! А отвечать придется по всей строгости закона… Наша задача – не допустить подобного…»

И вот в этом случае встает вопрос о запрете в воинских частях сотовых телефонов. Родители военнослужащих идут на любые уловки, чтобы у сыночка появилась качественная связь. Командиры идут на любые уловки, чтобы эти телефоны изъять. И так весь год. Каюсь, была грешна, но… Именно в нашем случае отсутствие телефона уберегло моего горячо любимого «ребенка» от необдуманных шагов и излишнего стресса. Когда в нашей семье случилось несчастье, об этом в первую очередь узнали командиры и психолог. А я же мама, готова была сообщить сыну печальную новость прямо перед отбоем.

«Вас сейчас дома сколько человек?» – буднично спросила психолог. «Пятеро. И еще дети», – мне даже в голову не пришло то, что она мне сказала секундой позже.

«Вы вместе, Елена Евгеньевна. А он один. В ночь. Он и чужие ему, по сути, люди. Спящие… Я скажу ему об этом утром…» – с этими словами психолог Елена Малая положила трубку.

А я до утра думала о несправедливости мира, о том, что мой человечек не знает… И только позже я поняла правоту психолога.

И мой случай не единственный.

ПРИЗЫВНОЙ ТЕСТ

Перед каждым призывом военные психологи собираются на республиканских сборах. Сегодня психологическая служба в воинских частях становится все более значимой. Востребованы психологи и на призывных пунктах. Зачастую от вердикта этого специалиста зависит дальнейшая служба новобранца. Военные психологи подчеркивают, что главная задача на сегодня – это набор не для количества, ради выполнения нормы, а качественный отбор призываемого контингента, отличающегося крепким здоровьем, хорошими знаниями и морально-психологической устойчивостью.

«Очень сложно работать с «демонстративниками», а их сейчас достаточно, – рассказывает психолог. – Каждый стремится показать свое я, только вот их не смущает, что при этом они даже пуговицу пришить не умеют. Это выясняется на первом же «подшивании», и нате вам – стресс. Вдруг приходит осознание, что мамы рядом нет…»

Армия – это ни с чем не сравнимая школа жизни для мужчины. Мальчишка учится уживаться с большим количеством людей под одной крышей, развивает коммуникативные навыки, становится мужественным и сильным. Армия дисциплинирует – строгая жизнь по расписанию, беспрекословное исполнение приказов начальства, питание только в положенные часы и прочее, и прочее, и прочее. Благодаря четким рамкам солдат приобретает опыт на всю жизнь – рационально распоряжаться временем и ценить каждый момент. Армия воспитывает и чувство локтя, не свойственное нынешнему поколению.

«В обычной жизни сегодня каждый сам за себя, – рассказывает капитан Малая. – Но это не всегда хорошо. Умение работать в команде приветствуется при приеме на работу, а наши мальчишки этого не умеют в большинстве своем. «Я. Мне. Себе» – это внушают им даже родители. И потом, во взрослой жизни, неумение думать о других, нести ответственность не только за себя очень мешает в карьере. Почему, вы думаете, после армии охотнее берут на работу парней? Только из-за обязательного прохождения воинской службы для работы в государственных учреждениях? Не только. Работодатель принимает на работу ответственного человека.

Направить солдата в нужное русло помогают тесты психолога. Их секреты не раскрываются, но специалисты утверждают, что результаты, как правило, показывают человека как на ладони. «Здоровье, жизнь и дальнейшая судьба молодых граждан, которых нам доверили родители, общество, Родина, зависят лично от нас, психологов. А значит, от нас зависит и боеспособность армии, которая измеряется, прежде всего, уровнем морально-психологической устойчивости и осознанной готовности воина-гражданина к защите Отечества», – уверена психолог Малая. И это не пустые слова…

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама