Есть в Шымкенте настоящий памятник, который пережил не одно поколение горожан. Собственно, и сам город разросся вокруг него. По одному из преданий, племя, спасавшееся бегством от войны, после долгих скитаний и мытарств, преодолев очередную пустыню и изнывая от жажды, набрело на оазис…
Вокруг него племя и разбило стоянку. Потихоньку оно разрослось, а родник с каждым годом становился все полноводнее и то тут, то там из-под земли стали бить все новые и новые родники. Затем они, слившись в один поток, образовали большую реку. Она и есть тот самый памятник.
Да простят меня краеведы-историки, которые возможно, не слышали эту версию появления нашего города. Мне эту легенду рассказывали старожилы, те, кто всю свою жизнь прожил в «Старом городе». Они рассказывали еще много чего интересного. А сейчас, дети тех, кто там когда-то жил, вспоминают – в детстве из этой речки пили, воду ее использовали для приготовления пищи. И никогда она не была такой грязной. Да и воды было намного больше. А уж ухаживали за рекой тогда совсем по-другому, но об этом чуть позже, а пока…
Кошкарата
Легенд о происхождении реки тоже немало, но все они связаны с именем человека, в честь которого ее и назвали. По одному из преданий Кошкар ата был учеником Ходжи Ахмеда Ясави. Он внимательно изучал труды своего учителя и следовал его заветам. Праведностью жизни своей, глубокими знаниями Корана и хадисов, мудростью и желанием помочь людям заслужил Кошкар ата себе славу и уважение и был избран бием, судьей. Пребывая на этом посту, он всегда стоял на стороне справедливости и никогда не шел на поводу у знатных и богатых людей.
Одна из легенд гласит, что как-то Кошкар ата поручил своему родному брату доставить в Туркестан для Ахмеда Ясави родниковую воду. Кошкар ата предупредил, чтобы по дороге к Туркестану брат ни разу не оглянулся. Но тот, преодолев часть пути, нарушил договор и обернулся. А вода, которую он спешил доставить по назначению, пролилась. Кстати, у того местечка есть название – «Су бурышыгы» – буквально «там, где пролилась вода». В том месте, где пролилась вода из кувшина, по преданию образовалось так много родников, что уже через 200 метров они превратились в полноводную реку.
По другой легенде в жаркий летний день шел караван по степи. И не осталось у путников ни капли воды. Вокруг ни одного колодца. Заметили путники старца, что шел вдалеке и сначала приняли его за видение. Но когда старец поравнялся с ними, он поздоровался. Тогда путники и спросили у него – не знает ли он, где можно добыть воды. Старец указал на три огромных камня, сказав, что под ними бьет родник. Но одному человеку с этими валунами не справиться. Путники навалились на камни и сдвинули их с места, освободив родник. Люди утолили жажду, а родник растекся по огромной территории… Старика звали Кошкар ата.
Еще одна история
Долгие годы люди не только утоляли жажду водой из реки, но и излечивали свои раны. Впрочем, за исцелением сюда приезжают до сих пор. Рабига Оспанова приехала в Шымкент из Кызылорды. Женщина говорит, что сменить место жительства ее вынудила болезнь сына.
«У него по всему телу были язвы. Куда мы только ни обращались, к каким врачам ни ходили, но все бесполезно – ничего не помогало. Тогда одна знакомая рассказала, что в самом центре Шымкента течет река. Она мне так и сказала: «Ты езжай, искупай сына, вдруг, поможет. Сколько людей лечатся в ее водах…» Я взяла сына, и мы поехали. Я заметила, что после купания сыну становится лучше. Тогда мы сняли квартиру в одном из домов неподалеку. А со временем решили остаться здесь жить. Сын мой полностью исцелился», – рассказала женщина.
Впрочем, утреннее купание в реке стало обязательным ритуалом и для самой женщины. Правда, купаться у истока можно, как выяснилось, не везде.
«Я как-то зашла в реку и услышала сильный гул. Подумала, что мне показалось, но тут прибежал шыракшы (смотритель) и заставил меня выйти. Он рассказал, что здесь купаться ни в коем случае нельзя, – продолжила Рабига апа и рассказала еще одну легенду появления реки, не связанную с именем Кошкар аты. – В одном из сражений с джунгарами много славных воинов полегло. Земля вся была усыпана телами. И собрались люди, и стали оплакивать их. И вот там, где пролились их слезы, из-под земли забили родники, которые объединившись, потекли бурной рекой. И именно в том месте, где сидели люди, оплакивавшие своих родных, входить в воду целиком ни в коем случае нельзя – только умыть лицо и руки».
Мавзолей
Кошкар ата был похоронен у истока реки. И люди долгое время шли к его могиле – кто за исцелением, а кто за богатством. И, говорят, помогало. Правда, богатства он дает ровно столько, чтобы человек жил, ни в чем не нуждаясь. Так это или нет, утверждать не буду. Есть те, кто говорят, что только благодаря молитвам, вознесенным у праха Кошкар аты, они выздоровели, жизнь наладилась.
К слову, мазар, к которому до сих пор не иссякает народная тропа, не первоначальное место захоронения великого старца. Поскольку усыпальница Кошкар аты позднее оказалась прямо посреди многоэтажных домов, было решено перенести захоронение немного в сторону, а над ним возвели новый мазар.
Мираб по собственной воле
Раннее утро. По пустынным улицам только просыпающегося «Старого города» ходит невысокая женщина. Она подходит к каждому дому и стучит в ворота. Нет, ничего страшного не случилось. Просто Тажапа – уличком и напоминает людям, что пришло время чистить речку. Этой истории больше полувека…
«Я был ребенком совсем, помню, почти через каждый двор проходил арык. Мы, дети, купались в нем, а родители рассказывали, что были времена, когда из этого самого арыка можно было пить воду. Я хорошо помню Тажапу. Она приходила в каждый дом и говорила – завтра выходим чистить речку. И никому спуску не давала. Не выйти было невозможно. Она в покое не оставила бы. А уж слова находила правильные к каждому. Кого-то так пристыдит на всю улицу, мало не покажется. Если ты не мог по какой-то причине чистить речку, то должен был сдать деньги», – вспоминает Акбарали Турсуметов.
На эти средства Тажапа нанимала бригаду рабочих, которые ей помогали. Она им платила небольшую зарплату и обеспечивала питанием на весь период работы. Очищать реку начинали с самого истока. В те годы никому бы и в голову не пришло вывести канализационный сток в реку. Судя по рассказам старожилов, Тажапа была женщиной крутого нрава и этот сток она могла попросту пустить… в тот двор, из которого он выведен. А уж про мусор и говорить нечего – не имея никаких современных камер слежения, она точно знала, в каком доме и что вывалили в реку. А ведь ее никто не заставлял следить за чистотой реки. У нее и без того была масса забот. Но, взяв когда-то шефство над речкой, она заботилась о реке Кошкарата до конца своих дней.
Люди, очищая реку, от истоков переходили к площади Куйбышева (ныне Ордабасы). И так, по руслу, по каждому ее ответвлению и арыку, проходили через весь «Старый город» и дальше, вплоть до «Хатын копра» («Катын копр»). А дальше – река текла свободно – строений вдоль ее берегов в те годы еще не было.
Много воды утекло с той поры. Со временем трепетное отношение к реке куда-то испарилось. И сначала в нее начали выбрасывать мусор, затем сюда стали сбрасывать свои грязные стоки сауны и автомойки, а есть и такие, кто вывел канализацию прямо в реку. Нетрудно представить, во что превратилась Кошкарата в результате такого варварского отношения. Попытки привести в порядок русло реки предпринимались несколько раз. Вот только дальше начала реки дело не продвинулось. Там, где главная вод-ная артерия Шымкента протекает через частный сектор, смотреть на реку без слез нельзя. Хочется верить, что люди однажды одумаются, а если нет, то одумаются власти и заставят тех, кто превращает священную реку в сточную канаву, изменить свое хамское к ней отношение.
Саида ТУРСУМЕТОВА
Кстати, в 2010 году Кошкарата получила статус особо охраняемой природной зоны. С тех пор она считается частью городского дендропарка. Статусом охвачена территория в 12,3 га – от истоков до площади Ордабасы. Здесь наведен порядок, на набережной организовано постоянное полицейское патрулирование. Осталось придать такой же статус всей реке.