Полузащитник «Ордабасы» Никита Бочаров второй год выступает в казахстанском чемпионате. Если в прошлом сезоне, играя за «Актобе», этот футболист довольствовался со своей командой шестым местом в Премьер-Лиге, то в этом, но уже в составе шымкентской дружины, он смог завоевать бронзовые награды КПЛ. О том, как играется российскому футболисту в Казахстане, корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил узнать у самого игрока.
— Никита, Вы являетесь воспитанником знаменитой футбольной школы Санкт-Петербурга «Смена». Вы выступали в молодежной команде «Зенита». Почему так и не удалось пробиться в основной состав питерцев?
— Вопрос по поводу моего пребывания в питерском клубе задается мне довольно часто — почему мне там не удалось закрепиться в основном составе. На самом деле, ответ здесь вполне очевиден: «Зенит» — это топ-клуб, и с каждым годом он становится все сильнее. Ставки на турниры, в которых участвует команда, становятся все выше, и, естественно, для выполнения этих задач питерцы укрепляются легионерами высокого класса и опытными топовыми российскими игроками. Если кому-то из молодых ребят посчастливится попасть в структуру «Зенита», и в дальнейшем в возрасте 18-20 лет он попадает в заявку на игру из 20 человек, то это уже будет считаться успехом в его возрасте. Если же игрок еще будет периодически принимать участие в матчах, — это можно расценивать как достижение.
Когда я попал на сборы с основной командой, мне было 18 лет, и, тренируясь с Александром Кержаковым, Романом Широковым и Мигелем Данни, реализовать себя в полной мере было тяжело. Да, мне давали шанс, и я не могу сказать, что упустил его, — просто жесточайшую конкуренцию в питерской команде удается пройти единицам. Такая же ситуация у меня возникла через год и в «Рубине», — наверное, я еще не сформировался в то время окончательно для взрослого футбола.
— В свое время Вы выступали в составе юношеской и молодежной сборных России. Кто-то из игроков тех команд дошел до первой российской сборной и, возможно, выступит на мировом чемпионате?
— Так сразу назвать тяжело, но на хорошем уровне сейчас играют тот же Магомед Оздоев из «Рубина» или футболист «Урала» Роман Емельянов. Вообще, ребятам той юношеской сборной также давались хорошие шансы — и в «Спартаке», и в ЦСКА, и в других клубах, но не все смогли в молодом возрасте пройти отбор в основной состав взрослой команды.
— А с Андреем Аршавиным, который также является воспитанником питерской «Смены», общаетесь?
— С ним наши пути в «Зените» не пересекались — в то время Андрей выступал уже за лондонский «Арсенал». Конечно, жалко, что не получилось с ним встретиться тогда в питерском клубе, может, сейчас и общались бы. Лично я с Андреем не знаком, но мне приятно выходить на поле и играть против такого мастера.
— C прошлого года Вы начали выступать в казахстанском чемпионате. Как получилоcь, что Вы оказались в нашей стране и стали игроком «Актобе»?
— В Казахстан я попал благодаря Юрию Уткульбаеву, который был главным тренером актюбинцев в прошлом году и пригласил меня в команду. До этого я под руководством этого специалист тренировался в системе «Рубина» и выступал за вторую команду казанского клуба. Там Юрий Уткульбаев мне оказал хорошую поддержку в период, когда меня преследовали травмы, и она мне, безусловно, помогла в дальнейшем.
— С «Актобе» в прошлом сезоне и с «Ордабасы» в нынешнем Вам так и удалось преодолеть первый раунд квалификации Лиги Европы. Можно ли говорить, что Никиту Бочарова преследует невезение в выступлениях за казахстанские команды в еврокубках?
— Что касается еврокубковых баталий, то они, конечно, завершились для меня неудачно. В прошлом году в период моего выступления за «Актобе» так получилось, что в тот момент у команды был определенный спад. В чемпионате Казахстана мы матчей пять-шесть провели неудачно, и игроки находились в какой-то психологической яме. Хотя мы неплохо, считаю, сыграли матч в Венгрии, но все же уступили тогда МТК. В этом году, возможно, где-то не были готовы, как того требовалось, и, к сожалению, уступили боснийцам. Надо также отдать должное и соперникам казахстанских команд: венгерский МТК и боснийский «Широки Бриег» — пусть и не именитые в Европе клубы, а, так скажем, средненькие, показали футбол хорошего уровня. Видно, что у них имеется хорошая школа, у игроков присутствует высокая техника и скорость. Поэтому в момент наших противостояний с ними соперники доказали, что они сильнее, и заслуженно победили.
— C чем был связан Ваш переход из «Актобе» в «Ордабасы»?
— Во-первых, почти все игроки из прошлогоднего состава, в особенности — легионеры, покинули «Актобе». Во-вторых, также сменились руководство клуба и тренерский штаб. Так как мне понравился казахстанский чемпионат, и я, в какой-то мере, смог проявить себя в нем, то менять обстановку на другую, решил, было бы нецелесообразно. В «Ордабасы» меня привлекли заинтересованность во мне тренерского штаба и хорошая обстановка в этом клубе. Также немалую роль сыграло и то, что со мной из «Актобе» в «Ордабасы» перешел Самат Смаков.
— В нынешнем году шымкентской команде удалось завоевать бронзовые награды чемпионата РК, в розыгрыше Кубка Казахстана «Ордабасы» дошел до полуфинала, а в Лиге Европы потерпел неудачу в первом раунде квалификации. Как, в целом, можете оценить этот сезон?
— В этом году, считаю, бронзовые медали чемпионата страны «Ордабасы» завоевал вполне заслуженно. Если даже прибегнуть к статистическим данным, то по всем показателям мы являемся третьими. Насколько мне известно, это первый такой успех в клубной истории «Ордабасы», поэтому, даже несмотря на неудачу в квалификации Лиги Европы, где хотели пройти, конечно, дальше, можно считать этот сезон положительным для команды.
— Мог ли «Ордабасы» составить более серьезную конкуренцию «Астане» и «Кайрату» в чемпионате?
— Не могу сказать, что мы намного слабее первых двух команд. С «Кайратом» в нынешнем году играли неудачно, но тем мастерам, которые имеются в составе алматинцев, противостоять довольно сложно. Может, это кажется удивительным, но с «Астаной» нам было действовать немного проще, — даже несмотря на то, что в этом году они практически уже стали чемпионами. Наш отрыв от этих команд в очках, конечно, довольно велик, и здесь нужно все проанализировать внимательно и выяснить, почему так получилось.
— Недавно в социальных сетях появился видеоролик о том, как Бахтияр Байсеитов эмоционально настраивает футболистов «Ордабасы» в раздевалке. Он постоянно это делает? И насколько подобное поведение руководителя клуба, действительно, вдохновляет игроков?
— Бахтияр Даниярович постоянно уделяет футболистам большое внимание. Он очень часто заходит к нам в раздевалку — как перед игрой, так и после нее, всегда подбадривает игроков, и это говорит о том, что руководителю клуба не все равно, что творится в коллективе. Теоретически, он мог бы, находясь на самой высокой должности в клубе руководить и по-другому, но всегда присутствует и на тренировках, и на выездных матчах. Наверное, многие видели в видеороликах, как Бахтияр Даниярович подбадривает футболистов, и это придает игрокам положительные эмоции и дополнительный заряд перед матчами.
— Что можете сказать об атмосфере в команде после досрочно занятого в чемпионате страны третьего места?
— Атмосфера в команде сейчас хорошая. То, что мы заранее завоевали бронзовые награды, помогло убрать лишнее давление, — ведь иначе в случае поражения от «Астаны» напряженность бы еще присутствовала. Сейчас же ребята стали немного спокойнее, так как задача уже выполнена.
— Тяжело ли будет теперь находить мотивацию на оставшиеся игры чемпионата Казахстана?
— Мы играем для своих болельщиков, и всем хочется завершить чемпионат достойно, получить какую-то радость от оставшихся игр. Поэтому в последних матчах футболисты также будут стараться играть на победу.
— На какой срок у Вас контракт с «Ордабасы»? Собираетесь ли остаться в команде на следующий сезон?
— У меня контракт рассчитан еще, если не ошибаюсь, на два года. Но насчет следующего сезона я пока ничего не могу сказать, так как неизвестно, останется ли нынешнее руководство к тому времени, или произойдут какие-то изменения.
— Есть ли предложения от других клубов?
— Предложений от других клубов нет, но, наверное, если бы они поступали, то стоило бы их рассматривать от тех, кто в турнирной таблице находится выше, или из других сильных чемпионатов. Однако на данный момент я об этом не думаю, так как у меня действующий контракт.
— Если бы Вам предложили выступать за национальную сборную Казахстана, согласились бы?
— Если бы мне сказали, что за сборную России играть точно уже не буду, то, конечно, я бы ответил согласием. Выступать на международной арене, представляя Казахстан, против сильных европейских сборных — это очень здорово.
— В этом году была изменена формула проведения чемпионата Казахстана. На Ваш взгляд, какой формат лучше — когда участников делят на шестерки, или нынешний?
— В прошлом году система проведения чемпионата, лично по моему мнению, была хуже нынешней формулы. Когда существовало деление на шестерки, то получалось, что многим командам некоторые игры были попросту не нужны, и в этих матчах можно было выставлять чуть ли не второй состав. Сейчас же проходных поединков нет, очки нужны всем. Одни борются за чемпионство, другие — за финиш в зоне еврокубков, кто-то — за сохранение места на следующий год в КПЛ.
— Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно лучших игроков нашей Премьер-Лиги в этом сезоне.
— В казахстанском чемпионате выступает много отличных игроков. Мне, например, нравится, как действует на поле Исаэль из «Кайрата». Его одноклубники Бауыржан Исламхан, Андрей Аршавин, как и Карлуш Фонсека из «Иртыша», также показывают игру высокого класса. Вообще, в каждой команде, в том числе и в «Ордабасы», есть минимум по одному-два игрока, демонстрирующих отличный футбол.
— Не создают ли неудобства климатические условия южного Шымкента? Ведь Вы родом из Санкт-Петербурга — города дождей.
— Мне климатические условия в Шымкенте очень нравятся. Летом иногда бывает очень жарко, но это намного лучше, чем когда идут проливные дожди и на улице холодно. В этом плане питерцы и москвичи мне завидуют: все-таки, когда на улице погода не пасмурная, светит солнце — и настроение очень хорошее.
— Были ли моменты в Казахстане, которые Вас удивили?
— Я не могу сказать, что в Казахстане меня что-то сильно удивило, — может, это потому, что уже второй год нахожусь в этой стране и вполне адаптировался. Вообще, здесь каждый город живет по своим обычаем и правилам. Шымкент — южный город, темпераментный и импульсивный, в северных же, наоборот, жизнь идет более спокойно.