«Ак жол»: улавливать социальное самочувствие народа

477

Мы уже рассказали о том, чем сегодня живут городские филиалы политических партий – народных коммунистов, «Ауыл» и «Нур Отан». На очереди – демократическая партия «Ак жол».

О текущих делах, инициативах, планах на ближайшее будущее нам рассказал председатель шымкентского филиала ДП «Ак жол» Алимхан Абжанов.

— Алимхан Досибаевич, обретение Шымкентом статуса города республиканского значения тоже отразилось на представительстве партии в нашем регионе?
— Разумеется. На съезде партии, прошедшем в Астане 13 декабря, было принято решение об образовании Туркестанского областного и Шымкентского городского филиалов партии.
Шымкентский филиал был образован 28 декабря 2018 года. А буквально на днях, 9 марта, в Туркестане состоялась учредительная конференция нового областного филиала ДП «Ак жол».

— Сколько шымкентцев являются членами партии «Ак жол»?
— Более двух с половиной тысяч человек. В области – более 16 тысяч акжоловцев. В числе наших партийцев очень много молодых людей, предпринимателей, оралманов.

— О деятельности партии народ судит, в том числе, по ее громким, резонансным инициативам. Относительно недавно партия «Ак жол» прогремела, в частности, депутатским запросом по выделению чиновникам служебного жилья. Это так? Кстати, какова эффективность подобных запросов?
— Да, три месяца назад, 19 декабря депутаты фракции обратились к Премьер-Министру РК по проблеме злоупотреблений жилищными привилегиями за государственный счет. Депутаты привели скандальные примеры приобретения чиновниками жилья повышенной комфортности и высокой стоимости в ряде городов Казахстана – Павлодаре, Атырау, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Кокшетау, Аксае ЗКО, Жамбылском районе Алматинской области. К примеру, у нас в Шымкенте управление жилья и жилищной инспекции объявило конкурс на покупку пяти суперкомфортабельных служебных квартир, на каждую из которых выделили по 43 миллиона тенге.

В депутатском запросе «Ак жола» было сказано: «Это только те факты, которые стали известны прессе и обществу. А сколько их в действительности – можно только предполагать. Как и то, сколько из этих объектов приобретались по реальной цене, а сколько – использовались для хищений по завышенным ценам. Тысячи простых граждан отказывают себе во всем ради выплат по ипотеке. Даже программа «7-20-25» подразумевает и ограничения по стоимости квартир, и обязательность платежей – на этом фоне стремление некоторых чиновников жить в шикарных условиях, ни в чем себе не отказывая – вызывают справедливую критику.

Нельзя исключать и последующую приватизацию таких объектов, проживающими в них чиновниками, также на льготных, ими самими же установленных условиях».
Мнение моих однопартийцев было услышано и поддержано. Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с заинтересованными госорганами будут приняты меры по разработке предельных норм площадей служебного жилья и ценовых параметров стоимости жилья с учетом ограничений, установленных госпрограммой «Нұрлы жер». Вот вам реальный пример эффективности депутатского запроса партии «Ак жол».

— Есть у вас и другие резонансные инициативы. Интересен и этот случай – «Ак жол» предложил правительству разработать официальный Комментарий к Налоговому кодексу… Налоги – вообще непростая тема.
— Согласен. В Казахстане за годы независимости приняты уже три Налоговых кодекса, а официальный Комментарий к ним не был ни разу разработан. В то время как ежедневное общение предпринимателей страны с налоговикам показывает, что порой трактовка местными и вышестоящими налоговыми органами одних и тех же норм нередко противоречит друг другу. За эти разночтения в любом случае приходится расплачиваться бизнесу. Поэтому фракция «Ак жол» предложила правительству разработать и утвердить официальный Комментарий, который исключит двоякое толкование статей налоговыми органами при осуществлении любых форм налогового контроля. Комментарий должен содержать постатейные разъяснения норм Налогового кодекса. Разработка Комментария Налогового кодекса существенно снизит количество налоговых споров, усилит защищенность предпринимателей и повысит налоговую культуру среди налогоплательщиков.

— Знаю, что и шымкентский филиал «Ак жола» направил председателю партии Азату Перуашеву и в местный ДГД свой депутатский запрос касательно отчисления будущих налогов шымкентцев.
— Да. И этот запрос касается очень животрепещущей темы. Шымкентцы пока не осознают масштабов этой проблемы. Дело в том, что уже меньше чем через год – с января 2020 года правительство РК собирается повысить для жителей Шымкента налоги на недвижимость (на 37%) и на землю (на 30%), как городу-миллионнику. Об этом 22 ноября 2018 года заявил первый замминистра национальной экономики РК Руслан Даленов в интервью парламентским журналистам. Теперь Даленов сам стал министром.

Понятно, что государство в целом держится за счет налогов, этого факта никто не отрицает. Но ведь без народа не будет и государства. Поэтому при принятии законов необходимо учитывать платежеспособность простого народа. Да, Шымкент стал третьим городом-миллионником страны. Но по уровню доходов наши люди уступают жителям Алматы и Астаны.

Известно, для того, чтобы Шымкенту дать статус города-миллионника решением правительства 36 пригородных аулов и сел были присоединены к Шымкенту. Они по-прежнему недостаточно обеспечены газом, чистой водой и асфальтированными дорогами. Уровень жизни в таких селах всегда низкий. С присоединением этих аулов к Шымкенту их благосостояние совсем не улучшилось. К примеру, 16 января 2019 года на встрече с жителями села Жанаталап Абайского района сам аким города Габидулла Абдрахимов признался, что все присоединенные населенные пункты – это его головная боль. А Жанаталап – настоящий аул, где очень много проблем, на решение которых потребуется не один год. Вопрос: как могут жильцы подобных населенных пунктов выплачивать ничем не обоснованные для них высокие налоги? Планируемое повышение ставок налогов для этих людей – настоящее несчастье. Все жители и бизнесмены Шымкента против поднятия налогов на имущество и на землю с января 2020 года. Этот вопрос надо или совсем отменить, или перенести на более дальний срок. Мы надеемся, что наша партия положительно решит этот жизненно важный вопрос.
И еще – об НДС. У нас в РК образование и лечебные объекты освобождены от НДС, а вот спортивно-оздоровительные объекты – нет. Считаем, что и их надо освободить от уплаты НДС.

— По большому счету у нас и с тарифами непорядок. Какие-то категории, льготники…
— А еще веерное отключение электроэнергии… Такое происходит только у нас, весь цивилизованный мир давно живет по-другому. Наш филиал тоже по этому поводу направил депутатский запрос председателю ДП «Ақ жол» Азату Перуашеву. Меня больше всего возмущает то, как у нас поставлено энергоснабжение негосударственных лечебных учреждений – по аварийной броне. Есть в Законе РК «Об электроэнергетике» такая статья 21, согласно которой при возникновении системной аварии энергоснабжение потребителей осуществляется по разрабатываемым энергопередающими организациями схемам. Они обеспечивают поставку электрической мощности в размере аварийной брони для организаций, нуждающихся в непрерывном электроснабжении. Остановка их деятельности влечет за собой угрозу жизни, здоровью людей, нарушению работы объектов жизнеобеспечения.
Приказом Министра энергетики РК от 30.03.2015 года № 245 в перечень таких объектов включены и лечебные учреждения.

Вот вам и пример – есть в Шымкенте лечебное учреждение ТОО «Медикер-ЮК». За ним закреплено около 15 000 человек, ежедневно в нем обслуживается до 500 больных, имеется 36 стационарных мест, кроме того в дневном стационаре лечатся более 100 человек.

Согласно ст.21 п.3 Закона РК «Об электроэнергетике» аварийная бронь предоставляется за счет средств бюджета госучреждениям, а другие негосударственные лечебные учреждения типа ТОО «Медикер-ЮК» – за свой счет. Затраты конкретно у данного ТОО составляют около шести миллионов тенге.
Считаем такое положение несправедливым. В конечном счете функции и ответственность за жизнь людей у всех медучреждений равные, а затраты получаются разные. Везде должны быть аварийные линии – не только в лечебных учреждениях, но и в других сферах.

— Еще один запрос – «Ак жол» предлагает создать в Казахстане орган по контролю безопасности продукции по примеру американского агентства FDA…
— Есть такая расхожая фраза – «мы последнее поколение, которое ест натуральные продукты». Честно говоря, я хочу, чтобы на нас эта цепочка не прервалась. Мне памятны слова главы государства Нурсултана Назарбаева, сказанные им в Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Он пишет: «Сегодня отсутствует целостная политика по защите населения от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг». Президент поручил уже с этого года начать работу Комитета по контролю качества и безопасности товаров и услуг. Его деятельность будет включать экспертизу продуктов питания, лекарственных средств, питьевой воды, детских товаров, медицинских услуг.

«Ак жол» полностью поддерживает указанное поручение. Казахстанцы заслуживают, чтобы потребляемые ими товары и услуги были безопасными и отвечали самым высоким требованиям качества. Начиная с 2012 года, «Ак жол» неоднократно направлял депутатские запросы правительству с предложениями о создании спецслужбы мониторинга и контроля за соблюдением требований безопасности, по аналогии с деятельностью FDA – Федерального агентства по надзору за лекарствами и пищевой продукцией при департаменте здравоохранения США. Такое ведомство сможет играть не только роль контролера, но и эффективного регулятора потребительского рынка. Это исключит недобросовестную конкуренцию. У нас самих полно примеров того, как можно в наших условиях создавать экологически чистую продукцию. Скажем, ТОО «Борте милка». Это едва ли не единственное предприятие в РК, выпускающее натуральное молоко.

Делюсь идеей – можно создать сеть магазинов по продаже натуральных продуктов. Вот это будет востребовано. Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую отказываться от употребления колбасы. Надо почаще включать в голове «калькулятор». Ну не может качественная колбаса стоить скажем 500, 1000 или 1500 тенге… Минимум – две тысячи. А лучше покупать и варить мясо. Надо больше анализировать. Скажем, есть у нас одна фирма, которая закупает у населения 30 тысяч литров молока, а выпускает молочки на 200 тысяч литров…

— Да, зачем разводить коров, когда можно разводить молоко…
— Указанный комитет должен был начать работу уже с этого года – это поручение главы государства. Однако ни о каком создании соответствующего госоргана пока неизвестно. Знаю, что в этой связи фракция «Ак жол» попросила сообщить о сроках и формате исполнения указанного поручения Президента РК.

— Знаю, вы очень гордитесь еще одной партийной победой – выборами маслихатов по партийным спискам.
— Да. 23 мая 2018 года на пленарном заседании Мажилиса при обсуждении законопроекта «О выборах» был принят переход к выборам маслихатов по партийным спискам. Об этом партия «Ак жол» настаивала с 2012 года.
Очевидно, что время одиночек, время чисто эмоциональных порывов проходит. На смену одиноким Дон Кихотам идут крупные политические объединения.
Да, пока были проигнорированы другие наши инициативы по выборам, к примеру, запрет избиркомам снимать кандидатов с выборов в случае отклонений налоговых деклараций в допустимых пределах до 1000 МРП; о запрете формировать более 50% избиркомов сотрудниками одной организации и т.д.. Верю, что со временем и это найдет свое отражение в Законе РК «О выборах».

Фарида Шарафутдинова

Справка

Шымкентский городской филиал демократической партии «Ак жол» расположен по адресу: микрорайон Нурсат, здание 640. Клиника «Дора-Медсервис», 5-й этаж. Время работы: с 9:00 до 18:00. Тел. 8-701-788-93-94.

Алимхан Абжанов – председатель шымкентского городского филиала ДП «Ак жол». Предприниматель, руководитель компании «Зангар», полковник полиции в отставке, экс-начальник – Туркестанского ГУВД, Махтааральского РУВД, первый заместитель начальника ДВД ЮКО, бывший начальник ДВД Кызылординской области.

Новости партнеров