Каждый год, в третий вторник марта отмечается Всемирный день социальной работы. Она очень многогранна и охватывает различные категории и группы населения. Основной же задачей социальной работы является обеспечение определенного уровня и качества жизни граждан через систему мер социальной поддержки и защиты.
Казалось бы, мы все живем на одной планете, в одном мире и одном обществе. Правда, это только на первый взгляд. На деле же, все мы крутимся в своих, порой, замкнутых мирках: в своей семье, работе, увлечениях. И зачастую не замечаем того, что происходит вокруг. Когда у нас все хорошо, мы думаем, что так же живут все и везде. Но есть те, кому требуется помощь – это лица с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, малоимущие, немощные старики. Думать об этом нам не очень нравится. Потому как, давайте будем честными, эти мысли выбивают нас из нашего уютного мирка, в котором мы все привыкли жить.
Но есть среди нас такие люди, которые выбрали делом своей жизни помогать другим. И стали социальными работниками, которым, помимо своей обычной жизни, как раз-таки и приходится сталкиваться с неприглядной стороной нашего мира. Приходить на помощь людям, оставшимся один на один со своей проблемой.
Исбасарова Каншыгуль всю свою жизнь помогает другим людям. Вот уже больше 20 лет женщина трудится социальным работником в городском территориальном центре социального обслуживания населения акимата г.Шымкента. На ее попечении находятся 10 человек. С Каншыгуль мы побеседовали о трудностях и радостях этой нелегкой работы.
— Кто может стать социальным работником? Какое образование для этого нужно?
— Социальным работником может устроиться работать мужчина или женщина с образованием социолога, педагога, медика, причем в последнем случае как со среднеспециальным, так и с высшим образованием.
— Сколько в нашей городской организации, оказывающей социальные услуги населению, работает сотрудников?
— Вообще в нашем учреждении работают 94 социальных работника, они обслуживают 707 услугополучателей, т.е. лиц, которым требуется их личная помощь. Получается, что на одного сотрудника в среднем приходится 7-8 человек.
— А что входит в обязанности социального работника?
— В целом, мы оказываем 8 видов услуг. Это социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические, социально-культурные, социально-правовые, социально-педагогические и социально-трудовые. То есть, начиная от помощи в каких-то бытовых делах (постирать, помочь почистить зубы, погладить вещи, одеться, принести продукты, лекарства или вообще помочь с покупкой чего-либо) до того, чтобы сопровождать человека вне дома, если ему куда-то надо сходить.
Мы также оказываем доврачебную помощь, если она требуется. Помогаем психологически, то есть, разговариваем со своими подопечными, можем их выслушать, ободрить когда нужно. Кроме того мы оказываем помощь в проведении каких-либо праздников, юбилеев.
Социальная работа – непростой труд и требует от работников огромного терпения, выдержки и профессионализма, так как в своей работе мы сталкиваемся с людьми, и надо учитывать их характер, настроение, состояние здоровья. А еще с проблемами, которые нужно помочь им решить. И тут очень важно находить психологический подход к каждому услугополучателю. Наша работа требует полной самоотдачи от каждого социального работника, расходования физических и душевных сил. И это, наверное, самое тяжелое в работе с нашими подопечными.
— Достаточно тяжелая профессия, в которой одному человеку нужно совмещать знания и умения нескольких специалистов. Наверное к ней приходят из большой любви к людям. А что вас мотивирует не бросать этот нелегкий труд, если становится морально и физически сложно?
— Наверное, благодарность тех, к кому мы приходим на помощь. Мы заряжаемся одним их искренним «спасибо». Это призвание души, дарить людям тепло, поддерживать и помогать им в трудных ситуациях.
— Бывали ли из ряда вон выходящие случаи, с которыми приходилось вам справляться?
— Всякое случалось. Вот, например, был случай, когда к одной подопечной социального работника, старенькой бабушке, явился незнакомый человек. Пользуясь ее беспомощностью и доверчивостью, он представился государственным служащим и пообещал оформить на нее земельный участок. За это «небольшое дело», он попросил всего каких-то 420 тысяч тенге. Конечно, бабушка купилась на его обещания и отдала деньги. Но когда подошло время, а человек не пришел к ней с нужными документами, она обратилась в организацию, откуда, как говорил незнакомец, он к ней и пришел. Конечно, как вы понимаете, такого человека там никогда не было, оказалось, что к подопечной приходил мошенник. Социальному работнику пришлось повозиться с юристами, но этого бессовестно обманувшего бабушку мужчину нашли. И через суд добились, чтобы пострадавшей вернули все ее деньги.
— Получается, что социальный работник участвует во всех сферах жизни своего подопечного и если надо поможет. Но это ведь требует действительно много сил и времени. А ведь у вас есть свои семьи, мужья, дети, мамы, сестры или братья. Они тоже нуждаются в вашей поддержке. Вот, если бы вам предложили другую работу – поспокойнее, вы бы ушли?
— Скорее всего нет. Хотя наша профессия и нелегкая, но своей работой, своим трудом мы облегчаем жизнь одиноким старикам, детям-инвалидам и другим нуждающимся, которые находятся в трудной жизненной ситуации. И видеть их радостные лица, когда мы решаем какие-то их вопросы, помогаем им – это очень мотивирует работать дальше. Благо, что наши родные и близкие понимают нас и поддерживают. Не побоюсь этого слова, наша профессия благородная а, главное, нужная. И на сегодняшний день социальные работники очень востребованы.
Анастасия Новикова
Контактный телефон центра: 45-22-20.
Кому положена помощь социальных работников
Социальные сотрудники помогают детям-инвалидам с психоневрологическими расстройствами, детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидам первой и второй групп, лицам старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями, а также лицам не способным на самостоятельное обслуживание, т.е. престарелым людям.