В Шымкенте объявлены в розыск Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Наталья Ветлицкая и Стас Михайлов

https://cloudstatic.eva.ru/

Закон об авторском праве обязывает бизнес оплачивать вознаграждение авторам и исполнителям музыкальных произведений.

Обязательства распространяются на кафе, рестораны, клубы, салоны красоты, шоурумы и другие общественные места. По большому счету любой бизнес подпадает под действие этого закона. Но поскольку правообладателей музыкальных произведений не счесть, предусмотрена возможность создания организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе (авторские общества). На днях в региональных палатах предпринимателей посредством видеосвязи провели совместное заседание советов по защите прав предпринимателей Акмолинской области и города Шымкента, где обсуждали сложности взаимоотношений бизнеса с авторскими обществами. На связи был также город Алматы.

На Совете, в частности, рассматривались действия двух авторских обществ, расположенных в Шымкенте: РОО «Союз авторов песен» и РОО «Исполнители казахских песен». Известны они тем, что практикуют подачу многомиллионных исков к предпринимателям за просрочку в предоставлении отчетов об использованных произведениях.

Как известно, авторские общества создаются для того, чтобы собирать вознаграждение с пользователей музыкальных произведений (кафе, ресторанов и т.д.) и распределять их между правообладателями – авторами и исполнителями. Минимальные ставки авторского вознаграждения утверждены правительством. За исполнение композиций на дискотеках и в ночных клубах они составляют 3 МРП, в ресторанах — 2, кафе — 1,5, кинотеатрах, казино, барах, бистро, столовых, открытых площадках, игровых аттракционах и других общественных местах — 0,5 МРП.

На сегодня в Казахстане аккредитовано 8 авторских обществ. По условиям лицензионных договоров, пользователи обязаны ежеквартально предоставлять им отчеты, на основе которых распределяется вознаграждение. И вот здесь кроется главная проблема. За каждый день просрочки выставляется пеня в размере 1 МРП (2651 тенге в 2020 году). Если в течение года пользователь не предоставит ни одного отчета, пеня составит порядка 2,4 млн тг. То есть пеня будет капать за непредоставление каждого из четырех ежеквартальных отчетов!

К примеру, в 2018 году предпринимателю из Атбасара Кульжан Сагандыковой пришел иск на 20 млн тенге, из которых сумма основного долга составила только 56 тыс., остальное — пеня за просроченную отчетность. К счастью, после проведенных переговоров, истец отказался от пени, и бизнесвумен заплатила только сумму задолженности.

А 28 января 2020 года эксперты Акмолинской РПП в суде отбили пеню в 5,5 млн тенге (при сумме долга в 300 тыс.), выставленную кокшетаускому предпринимателю Андрею Быданову.

Еще один камень преткновения — розыск правообладателей авторскими обществами, который носит скорее формальный характер. Авторов и исполнителей много, и прежде чем произвести выплату вознаграждения, каждого нужно отыскать и получить реквизиты. Если правообладатели казахстанцы, то авторским обществам следует выплачивать деньги им напрямую (либо их агентам), если же исполнители — иностранцы, тогда авторское вознаграждение необходимо перевести на счет зарубежного авторского общества.

На деле же сами правообладатели заявляют, что они недополучают вознаграждений. К такому выводу пришли Ерлан Кокеев, Кыдырали Болманов и другие участники одного из заседаний столичного совета по защите прав предпринимателей в 2018 году. Недавно это мнение публично поддержал известный казахстанский певец Мейрамбек Бесбаев.

Нежелание авторских обществ разыскивать исполнителей налицо. К примеру, РОО «Исполнители казахских песен» якобы не может найти достаточно известных исполнителей, отыскать которых для выплаты им авторского вознаграждения, по нашему мнению, не составляет труда. Общество разместило на своем интернет-ресурсе www.ikp.kz список разыскиваемых исполнителей (порядка 1000 имен), среди которых группы A-Studio, Кеш You, Кайрат Нуртас, Нурлан Алимжанов, Айгуль Иманбаева, Аша Матай, Беркут и Аиша, Мейрамбек Бесбаев, Кыдырали Болманов, Каракат Абильдина и даже Государственный симфонический оркестр им. Курмангазы. Парадоксально, в списке разыскиваемых этим авторским обществом шестеро из десяти его учредителей (!): Меруерт Тусупбаева, Мадина Садвакасова, Саят Медеуов, Майра Ильясова, Мейрамбек Бесбаев, Акбота Керимбекова.

 

Заместитель директора Палаты предпринимателей Акмолинской области Шынгыс Темир недоумевает: неужели авторское общество прямо-таки не имеет возможности найти банковские реквизиты своих учредителей? На что заместитель руководителя РОО «Союз авторов песен» и РОО «Исполнители казахских песен» Даулет Максутов ответил:

«Есть лица, которые к нам не приходят, мы же деньги им просто так в карман не дадим. Потому что любая сумма должна иметь свой кассовый документ, должно быть подтверждено, что он ее получил. Если он не приезжает и не сообщает о своих расчетных счетах, как мы можем направлять деньги? Это вами тоже не учтено».

Шынгыс Темир в ответ парировал, что судя по интернет-ресурсам этих авторских обществ, они объявили в розыск Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Наталью Ветлицкую, Стаса Михайлова, Ани Лорак, Дидюлю, Rihanna, а также группы Modern Talking, Boney-M и др. Похоже, господин Максутов ожидает, когда и эти исполнители явятся и вручат ему свои банковские реквизиты.

Заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкента Кайрат Акенов тоже привел свои примеры, рассказав о судебном иске РОО «Союз авторов песен» к индивидуальному предпринимателю о взыскании более 43 млн тг пени за непредоставление отчетности (!). Заочное решение экономического суда Шымкента вынесено 27 ноября 2019 года. В настоящее время Палатой предпринимаются меры по его отмене.

По словам эксперта в области авторского права и члена общественного совета при министерстве юстиции Темирлана Тулегенова, присутствовавшего на площадке РПП г. Алматы, все изменения, внесенные в закон об авторском праве с момента его принятия в 1996 году, шли только на пользу авторским обществам. Он считает, что сама норма, позволяющая авторским обществам выплачивать вознаграждение раз в квартал, говорит о возможности  зарабатывать на этом деньги. Имеются факты, подчеркнул спикер, когда авторские общества загоняли эти деньги на банковские депозиты и крутили их.

«Бизнес практически не имеет физических и технических возможностей предоставлять эти отчеты, и авторские общества весьма активно этим пользуются. По сути налицо дискредитация авторского права, в целом, идеи авторского права. Очевиден кризис авторских обществ», — подытожил Темирлан Тулегенов.

Рэкетом назвал действия авторских обществ предприниматель, автор и член авторского общества «Абырой» Ерлан Стамбеков. Рестораторы Алматы признают авторское право таким же, как и любые имущественные права, отметил он, и в принципе бизнес готов платить, если будет знать, что деньги дойдут до авторов и исполнителей. По его словам, сейчас разрабатывается техническое решение, которое автоматизирует предоставление отчетов в авторские общества.

Участникам встречи также рассказали еще об одном инструменте воздействия на бизнес, которым законодатель наделил авторские общества. За неправомерное использование объектов авторских и смежных прав (использование без заключения лицензионного договора) авторские общества могут через суд взыскать с нарушителя (например, владельца кафе или ресторана) компенсацию в сумме от 100 МРП (265,1 тыс. тенге) до 15 тыс. МРП (39,8 млн тенге). К тому же, авторские общества освобождены от уплаты госпошлины.

По итогам заседания был принят ряд решений, в т.ч. разработать типовой лицензионный договор с пользователями, в котором бы закреплялся максимальный размер пени. Министерству юстиции рекомендовали проверить деятельность РОО «Союз авторов песен» и РОО «Исполнители казахских песен».

Эксперты региональных палат предпринимателей в свою очередь подтвердили, что готовы защищать права предпринимателей при взаимодействии с авторскими обществами. Но стоит учесть, что соблюдение закона об авторском праве едино для всех сторон.

Реклама