Их военное детство и послевоенные годы были очень нелегкими

ветеран

2020 год. Как быстро летит время. Взрослеем мы и, увы, как это ни горько признавать, стареют наши родители.

Наверное, поэтому все чаще и чаще мы просим их поделиться самыми дорогими для них воспоминаниями. И мне кажется, вспоминая свою жизнь, их лица словно светлеют, они становятся моложе. Их военное детство и послевоенные годы были очень нелегкими. Все пережитое ими вмещается в два маленьких, но очень емких слова – «дети войны».

ветеран

Мой папа Евгений Иванович Сомов родился 3 марта 1941 года в городе Сызрань. И первые семь лет его жизни прошли именно в этом городе. Многие подумают: «Ой, о чем тут говорить, что может он вспомнить?» Да, согласна, не так уж и много, как сам он признается, но видимо война не делила людей на взрослых и детей, и поэтому те годы остались в памяти даже у малышей.

Они жили по улице Деповской ближе к окраине города. Неподалеку располагался важный стратегический объект – Сызранский железнодорожный мост через Волгу. Именно его, совершая налеты, пытались разбомбить фашистские самолеты.
«Тяжелый гул от самолетов, летевших по ночам к мосту, свет от прожекторов системы ПВО, которые «вылавливали их» – вот одно из самых первых детских воспоминаний моего папы. А ему на тот момент было всего три года. На мой вопрос: «А разве во время бомбежки ты не был в бомбоубежище?», он грустно улыбнулся и ответил: «Нет, у нас во дворе была землянка, куда мы должны были бежать во время налётов, прятаться в ней. Но зачастую старики оставались во дворе, понимая, что бомбы предназначены для моста. Они с тревогой прислушивались к гулу самолетов и присматривались, а мы оставались рядом…» «Я сам не знаю, почему, – признается папа, – но я помню это до сих пор».

Папа помнит и военнопленных немцев в послевоенные годы.

елка

Но самым щемящим воспоминанием остается для меня рассказ о его первой новогодней елке – это канун 1946 года. На это новогоднее мероприятие кто-то из знакомых семьи взял с собой моего маленького папу. Когда он рассказывает о первом новогоднем подарке, у него до сих пор дрожит голос. «В подарке от Деда Мороза, наверное, было несколько конфет, печенье, может быть яблоко, – вспоминает папа. – Это роскошь для того времени. Я отчетливо помню кусочек настоящего черного Хлеба. Это, действительно, был Подарок».

Ребенок, который из всего подарка запомнил именно кусочек черного хлеба – это говорит мне о многом. Именно поэтому люди старшего поколения, пережившие настоящее горе, лишения, голод, так ценят жизнь и так бережно относятся к хлебу.
А еще у нас в семье есть старинная игрушка – заводная лягушка – ей уже 70 лет, но она прыгает до сих пор. Эту игрушку очень давно подарили моему отцу. Для нашей семьи – это часть памяти о тех далеких и непростых годах.

В 1948 году семья отца переехала в Чимкент – они ехали с Сызрани в прицепном товарном вагоне, с ними были и другие семьи. Самым ценным грузом в дороге была… коза. И в пути, и по прибытии в город козье молоко здорово выручало семью, тогда с продуктами было очень сложно.

… В Чимкенте папа закончил школу имени Ленина, затем – КазХТИ. Служил в роте связистов в Мурманске, откуда его и еще нескольких ребят с высшим образованием направили в школу офицеров. Ее он закончил в звании младшего лейтенанта, сейчас он офицер запаса. Неоднократно призывался на переподготовку в Чирчик и даже совершил несколько прыжков с парашютом – я маленькая этим очень гордилась.

Да, я могла бы многое рассказать и об интересных моментах рабочей биографии моего папы Евгения Ивановича Сомова. О наградах, которые получены им за годы учебы и работы, про его рационализаторские предложения, реализованные им на ЧПО КПО, с которым связана большая часть его трудовой биографии. Но именно те далекие детские воспоминания для меня и нашей семьи – самые дорогие. Именно они учат нас настоящей жизни и умению ценить и беречь близких и всегда оставаться Человеком. И праздник 9 мая – День Победы – для нас это праздник с большой буквы.
Спасибо за Победу, которая стала возможна благодаря мужеству советских людей.

Ираида ШАПОВАЛОВА

Реклама