Цены на бензин, газ и дизель вырастут

Госрегулирование цен на горюче-смазочные материалы планируют поэтапно снижать.

В минэрго говорят, цены на бензин, дизтопливо и газ в Казахстане одни из самых низких в мире. Разница с соседними странами от 40 до 140%. Это провоцирует переток нефтепродуктов, что приводит к дефициту.

Эксперты отмечают, что текущие цены на топливо в Казахстане остаются убыточными. Их долгие годы субсидировали за счет недропользователей, покрывающих убытки экспортом. За последние 20 лет стоимость бензина в долларах практически не изменилась: если в начале 2000-х литр бензина марки АИ-93 стоил около 40 центов, 50 тенге по тому курсу, то и сейчас его цена остается на уровне 40 центов. Инвестиции в нефтепереработку практически остановились, а зависимость от импорта продолжает расти. Поэтому цены неизбежно должны были вырасти.

«Равновесная цена на АИ-92 бензин это 60 центов в Казахстане, с учетом себестоимости и рентабельности примерно 320 тенге. АИ-95 около 350, процентов на 5 больше, не как сейчас на 30%. Дизельное топливо порядка 360-380 тенге, сжиженный газ порядка 180-200 тенге, это тот уровень цен который обеспечит рентабельность и производство сжиженного газа», — объясняет эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

Эксперт говорит, этот процесс может затянуться на год и более. Повышение цен на топливо неизбежно приведет к удорожанию всех товаров, так как энергоносители являются ключевым фактором в ценообразовании большинства продуктов и услуг.

Арман Байганов, финансовый советник «R-FINANCE»: «На логистику, транспортировку повысится цена, на проезд населения в общественном транспорте, ЖД перевозки и авиа перелеты, на все влияет ГСМ. Себестоимость будет расти и повлечет за собой инфляцию определенную в Казахстане».

При этом, количество количество автомобилей в Казахстане ежегодно растет. Что требует еще большего объема переработки нефтепродуктов. Приказ об отмене госрегулирования размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения.

Реклама