Жить – значит работать! О занятости населения на юге Казахстана.
В настоящее время общественными проектами, финансируемыми Европейским союзом в Казахстане, охвачены социальные вопросы, которые касаются развития интернета в сельской местности, индустрии туризма и системы занятости населения на юге страны,
в частности, в Туркестанской области.
Непосредственно мониторингом исполнения мер по реализации концепции развития рынка труда РК на 2024-2029 годы по Туркестанской области занимается общественная организация «Мәртебе плюс» под руководством Сары Имбаровой.
Мониторинг
Задачами мониторинга являются анализ текущего состояния законодательства в сфере занятости, деятельности госорганов и центров трудовой мобильности по стимулированию спроса на качественные рабочие места, состояния мер в сфере технического и профессионального образования, связи экономики и системы развития человеческого капитала по сопряжению спроса и предложения на рынке труда, а также подготовка предложений и рекомендаций по повышению эффективности содействия занятости и совершенствованию рынка труда.
Языком статистики
Коснемся статистики по региону. Население Туркестанской области по состоянию на 01.09.2025 года составило 2 млн. 147,8 тыс. человек, в том числе 544,1 тыс. горожан (25,3%), 1 млн. 603,7 тыс. сельских жителей (74,7%). Естественный прирост населения в январе-августе 2025-го составил 24 861 человек (в соответствующем периоде 2024-го – 28 922). За январь-август 2025 года число родившихся составило 31 643 человека (это на 11,4% меньше, чем в январе-августе 2024-го), число умерших составило 6 782 человека (на 0,1% больше, чем в январе-августе 2024-го).
Отрицательное сальдо миграции составило 31 145 человек (в январе-августе 2024 го – 18 262), в том числе во внешней миграции – 259 человек (307) – положительное сальдо, во внутренней – 31 404 человека (-18 569) – отрицательное сальдо.
Статданные свидетельствуют о значительном человеческом потенциале Туркестанской области. Даже при отрицательном сальдо внутренней миграции на численности населения региона это существенно не сказывается. Область по-прежнему остается одним из самых густонаселенных регионов страны.
При этом в Туркестанской области проживали приблизительно 96 582 международных трудящихся-мигранта (из них 88% мужчин) и 1 496 возвратных мигрантов – с 2022-го по 2024 год из шести стран. Самая большая группа была из Узбекистана: 96% международных трудящихся-мигрантов в области. Большая часть трудящихся-мигрантов из Узбекистана обосновалась в Туркестане, Сарыагашском (26%) и Сайрамском районах (10%).
Численность трудящихся-мигрантов в области неуклонно росла: 22 432 (23%) – в 2022 году, 33 184 (34%) – 2023-м, 40 966 (42%) – 2024-м. Ежегодный прирост трудящихся-мигрантов, проживающих в Туркестанской области, с 2022-го по конец 2024 года составил более 19%. Рост числа международных трудовых мигрантов можно объяснить наличием возможностей трудоустройства и экономическим ростом Туркестанской области.
Примечательно, что 31% вернувшихся мигрантов прибыли из России, 6% – из Кореи. Регион занимает четвертое место по числу возвратных мигрантов в РК, на Туркестанскую область приходится 8% возвратных мигрантов страны – 19 665 человек. Из числа возвратившихся из России 5% вернулись в Туркестанскую область. Из тех, кто вернулся в 2024 году, трудовые мигранты составили 41%, а 29% вернулись после завершения обучения.
С 2022-го по 2024 год наибольшая доля возвратных мигрантов пришлась на Сайрамский район, где общее количество составило 66% от общего числа возвратных мигрантов (990 человек). Далее следуют Туркестан с показателем 20% (300 человек), Кентау – 9% (140 человек), Сарыагаш – 4% (60 человек).
Область занимает второе место в РК по числу внутренних мигрантов, составляя 31% по стране (67 353 человека). В частности, в 2024 году было зафиксировано 20 830 внутренних мигрантов, большинство из которых переехали в Туркестан (96%).
Наряду с этим с 2022-го по 2024 год 370 граждан РК (из них 52% мужчин) из Туркестанской области эмигрировали за границу, большая часть которых (81%) переехала в РФ, 16% – в Турцию, 3% – в Корею. Наиболее распространенная причина – трудовая эмиграция (80%), а также на обучение (3%), по иным причинам (17%).
Самые бедные в стране
К концу 2024 года в Туркестанской области был зафиксирован самый высокий уровень бедности в РК: 8,5% населения проживали ниже прожиточного минимума (средний показатель по РК – 5%). Число лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на 01.10.2025 года составило 37 992 человека, или 4,4% к численности рабочей силы.
На конец 2024 года среднемесячная зарплата в области составила 284 900 тенге, что отражает годовой рост на 9,2%. Структура денежных доходов населения показывает, что 77% доходов приходится на оплату труда и 22% – на соцвыплаты, в том числе пенсии, жилищные пособия и стипендии. Сохраняется инфляционное давление: потребительские цены выросли на 5,6% с декабря 2024 года, в основном из-за роста цен на продукты питания и услуги.

Региональная карта занятости
Акимом области в 2024 году была утверждена «Региональная карта занятости Туркестанской области». В рамках этого документа было запланировано создание 118,9 тыс. рабочих мест. По официальным данным, по итогам 2024-го создано свыше 126 тыс. рабочих мест: 80,3 тыс. постоянных и 46,6 тыс. временных. Из них 25,1 тыс. постоянных создано по проекту «100 рабочих мест на 10 тыс. населения», в рамках реализуемых нацпроектов и государственных концепций – 3,7 тыс. рабочих мест, в рамках госпрограммы «Енбек» (развитие массового предпринимательства) мерами занятости охвачено 98,1 тыс. человек.
По области в рамках концепции развития рынка труда РК на 2024-2029 годы на вакантные рабочие места направлены 51,9 тыс. человек. Из них 84,4% выплачены пенсионные отчисления, с 90% заключены электронные трудовые договоры. На субсидируемые рабочие места направлены 33,4 тыс. человек. Из числа направленных 32,9 тыс. гражданам были выплачены обязательные пенсионные выплаты, что составляет 98,5%. Электронные трудовые договоры заключены с 33,3 тыс. безработными (99,7%).
Большинство из них, или 15 362 человека, были направлены на общественные работы, еще 8 636 – на молодежную практику, а 4 880 – на социальные рабочие места. В рамках проектов «Первое рабочее место» и «Серебряный возраст» были трудоустроены соответственно2 069 и 2 441 человек.
В 2024 году обучено основам предпринимательства и новым профессиям 11 121 безработный. В целях реализации бизнес-проектов в 2024-м 1 779 граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения, получили гранты в размере 1 476 800 тенге.
Новые рабочие места
По официальным данным акимата области, на долю южного региона приходится 14,5% новых рабочих мест в масштабе РК. Это самый высокий показатель в республике. В рамках региональной карты занятости в области запланировано создание более 130 тыс. рабочих мест. С начала года уже трудоустроено 74 630 граждан, из них 36 415 – на постоянную работу. Это составляет 97% от плана за семь месяцев текущего года.
Рабочие места создаются по четырем основным направлениям. В частности, свыше 4 тыс. рабочих мест должно быть открыто за счет национальных проектов и частных инвестиций. По программе «100 рабочих мест на 10 тыс. человек» предусмотрено создание 22 595 рабочих мест. На субсидируемые рабочие места запланировано трудоустроить 46 086 граждан, еще 57 221 – на открытые вакансии на рынке труда.
По итогам семи месяцев уже трудоустроено 74 630 человек.
В области реализовано 375 инфраструктурных проектов, в рамках которых создано 2 738 рабочих мест. Создаются также вакансии для частных инвестиционных проектов. Запланирована реализация 125 частных проектов с созданием 2 004 рабочих мест. Из них уже запущено около ста проектов, трудоустроено 1 398 человек. Проекты реализуются в сельском хозяйстве, предпринимательстве, строительстве, инфраструктуре и туризме.
По проектам «Молодежная практика» и «Серебряный возраст» на субсидируемые места трудоустроен 24 571 человек. Для поддержки бизнес-идей государственные гранты предоставлены 1 793 гражданам: в июне гранты предоставлены 859, а в августе их получили 934 человека. Всего на эти цели предусмотрено 2,82 млрд. тенге.
Трудоустроены? Проверим!..
Осуществляется контроль целевого расходования средств на создание рабочих мест. За последние полтора года проверено около 50 тыс. трудоустроенных граждан, расторгнуты договоры с 3 тыс. человек, нарушившими трудовую дисциплину. В результате сэкономлено 2 млрд. тенге. В области будет реализовано 111 инвестпроектов на 2,9 трлн. тенге. Эти проекты позволят создать 22,9 тыс. рабочих мест. В данный момент запущено 13 проектов, создано 2 897 вакансий. До конца года планируется запустить еще 44 проекта.
Однако прокуратура Туркестанской области в 2024 году выявила системные нарушения в деятельности Центра трудовой мобильности управления координации занятости и соцпрограмм Туркестанской области (ЦТМ).
В частности, было выявлено хищение более 31 млн. тенге путем незаконного перевода зарплаты 122 лицам, которые фактически не участвовали в программе «Общественные работы». Более 4 тыс. участников госпрограмм «Молодежная практика» и «Оплачиваемые общественные работы» не произведены выплаты по обязательному медстрахованию за 2023 год на 11,6 млн. тенге. Выявлены финансовые нарушения на
4 млрд. тенге и факты ограничения прав 760 предпринимателей, которым в договорах устанавливали необоснованные требования. Кроме того, 50 лиц, прошедших обучение в рамках программы «Краткосрочное обучение», фактически не обеспечены непрерывной работой (до 6 месяцев).
В целях недопущения подобных нарушений и защиты прав граждан и предпринимателей прокуратура Туркестанской области внесла четыре акта прокурорского реагирования в акимат области и уполномоченные госорганы. А по отдельным фактам материалы для принятия процессуальных решений направлены в департамент экономических расследований.
В 2025 году в Туркестанской области на субсидируемые рабочие места были направлены 32 465 человек. Однако сам механизм реализации программы субсидирования рабочих мест не отработан в полной мере, затянут на длительный срок. Эксперты, непосредственно работающие в сфере занятости, отмечают, что зачастую отсутствуют необходимые по профилю кандидаты в электронной базе «Енбек». Если им все же удается найти таковых, то они не соответствуют требованиям или работодателя, или ЦТМ. Эксперты отмечают: подобные факты тоже подтверждают, что многие незанятые молодые люди в области не информированы о госпрограмме субсидирования рабочих мест.

При избытке вакансий дефицит кадров. Почему?
Рынок труда РК перегружен вакансиями, но испытывает дефицит сильных кандидатов. Эксперты, непосредственно работающие в сфере занятости, сталкиваются с тем, что вакансии закрываются слишком медленно или не закрываются вовсе. В южном регионе Казахстана качественный прирост компаний малого и среднего бизнеса вызывает спрос квалифицированных кадров. Подбор кандидатов затрудняется проблемой: это низкая зарплата, не соответствующая объему и сложности работы, даже при наличии соответствующих специалистов.
Однако есть на рынке труда такие высококонкурентные вакансии, по которым наблюдается дефицит квалифицированных кадров на производственных предприятиях. В 95% случаев эти вакансии ключевые для бизнеса: если их не закрыть, то предприятие будет терять деньги. В этом кроются уже две проблемы: экономическая и социальная. Поэтому предприятия вынуждены привлекать специалистов из других стран, выплачивая высокую зарплату (в инвалюте), оплачивая их проживание, перелеты раз в год, питание, развозку и прочие лимиты, чтобы удержать необходимых иностранных специалистов.
Проблемы есть! Какие?
Эксперты, непосредственно работающие в сфере занятости, отмечают следующие проблемы:
* высокая доля неформальной занятости, особенно в сельской местности, а также низкий уровень защиты прав и интересов работников;
* неравенство по доступу к рабочим местам и доходам различных групп населения, таких как, женщины, молодежь, люди с инвалидностью, этнические меньшинства и др.
При этом отсутствует праворазъяснительная работа профильных госорганов и ЦТМ, прежде всего в соцсетях, а также сотрудников ЦТМ в непосредственном контакте со студентами в вузах и колледжах.
Эксперты считают, что активная праворазъяснительная работа среди населения должна способствовать регистрации резюме местных жителей в электронной базе «Енбек». Желательно, чтобы при содействии руководства учебных организаций студенты автоматом вносили туда свои данные. Было бы оптимальным проведение работниками ЦТМ с выпускниками вузов и колледжей мастер-классов, где им непосредственно было бы разъяснено внесение их сведений в базу «Енбек».
В плане мониторинга реализации мер по повышению качества технического и профессионального образования представляют интерес исследования республиканской общественной организации (РОО) «Общественный контроль. Во благо народа» под руководством Кайрата Битасова, члена общественного совета г. Шымкента. РОО промониторила госзакупки по государственному образовательному заказу в ряде регионов Казахстана, в том числе по Шымкенту.
Мониторинг показал, что многие колледжи в нарушение норм законодательства РК об образовании производят набор учащихся (студентов) сверх квоты приема (госзаказа), официально согласованной с территориальными Палатами предпринимателей и утвержденной постановлениями акиматов областей (городов республиканского значения). Затраты по квотам приема утверждаются в рамках соответствующих бюджетов. При этом квоты устанавливаются, исходя из реальных потребностей экономики регионов в определенном количестве специалистов.
Нарушения с превышением квоты приема по госзаказу приводят к дополнительному финансированию за счет привлечения трансфертов из республиканского бюджета. В результате происходит перепроизводство специалистов сверх квоты приема, то есть они выпускают значительный отряд будущих безработных, которым будет затруднительно найти работу по вновь приобретенной специальности.
По всем выявленным нарушениям госзаказа в начале этого года РОО были направлены соответствующие обращения в органы Агентства РК по противодействию коррупции, перенаправленные в департаменты внутреннего госаудита. Однако действенных мер предпринято не было.
Марат ТУЛЕБАЕВ, общественный эксперт






