Возраст – это состояние души

37

Мне было очень приятно, когда сотрудница из Центра активного долголетия пригласила меня на мероприятие, посвященное Дню пожилых людей. Причем добавила, что газету «РАБАТ» у них все читают с интересом и удовольствием.

Праздник должен был состояться на Арбате, рядом с площадью Аль-Фараби. Как было не согласиться? Правда, я не рассчитывала на длительное и многолюдное зрелище. Ну, думала, споют там что-нибудь три старушки – и дело с концом…

Однако я сильно ошиблась. Еще до начала мероприятия Арбат уже был запружен возбужденно-радостными людьми, многие были в праздничных и национальных нарядах. Напротив импровизированной сцены были выставлены ряды с образцами самодеятельного народного творчества: какими-то вязаными носочками, пинетками, бусами, браслетами, рисунками и прочими рукотворными штуками, любовно созданными мастерицами явно «осеннего» возраста.

Поразило главное. Несмотря на почтенный возраст большинства присутствующих, я не заметила ни одного потухшего взгляда, не услышала раздраженного слова, не увидела недовольной маски на лице. Это при том, что праздник длился более двух часов, сидячих мест было в обрез, а солнце, словно на прощанье, пригревало нещадно… Не-е-т, подумала я, наши пенсионеры любому фору могут дать по неистребимой силе жизнеутверждения!

Старость – понятие относительное

Недавно я смотрела по телевизору одну историческую передачу. Там повествовали о королях и королевах из разных монархических династий. Закадровый голос трагично вещал: «Тем временем в Англии доживала последние дни стареющая королева Елизавета I. Ей было уже 69 лет, она чувствовала приближение смерти, а передать корону было некому, наследников Бог не дал. Елизавета была самой долголетней королевой среди всех европейских монархов…»

А я подумала: «Этой женщине и 70 лет не стукнуло, а ее уже вчистую списали со счетов… Как же изменилось с тех пор наше представление о старости!» Пусть даже не в елизаветинские, а более близкие времена, к примеру, в начале ХХ века в русской литературе можно было прочесть что-то вроде: «В комнату тихо вошла немолодая женщина на четвертом десятке лет…» Ну надо же, 30 лет разменяла! Ужас-то какой!

Откуда такая кардинальная смена понятий о возрасте человека? Скорее всего, весомую лепту в этот процесс внесла медицинская наука, с ее потрясающими достижениями, в том числе в области геронтологии. Многократно улучшилось качество жизни. Никто сейчас с малолетства не изнуряет себя каторжным физическим трудом: Трудовой кодекс не позволяет, да и технический прогресс не стоит на месте. Тяжелая работа давно механизирована и автоматизирована, а скоро всю работу за нас будут делать роботы – такой прогноз вполне реалистичен.

А еще сейчас значительно увеличилась продолжительность жизни, что сделало старость более длительным и активным периодом жизни. Старость сейчас рассматривается как возможность посвятить себя любимым занятиям, активному отдыху, близким людям, словом, тому, на что раньше не хватало свободного времени.

Немаловажно, что сейчас появляются новые формы государственной социальной поддержки и вовлечение пожилых людей в активное участие в жизни общества. Здесь мне всегда вспоминается известная сентенция, которая звучит приблизительно так: «Одним из показателей цивилизованности государства является его отношение к старикам и детям». Так вот, наше государство старается. С каждым годом добавляются какие-то новые доказательства государственного внимания к пожилым гражданам страны: в виде льгот, единовременных или ежемесячных выплат и пособий, вплоть до льготного проезда в общественном транспорте, зубного протезирования и санаторно-курортного лечения.

В ряду таких мер по соцподдержке пожилых людей стоит повсеместное открытие центров активного долголетия по всему Казахстану. У нас в Шымкенте в 2019 году был открыт социально-медицинский центр «Асыл журек», который через два года стал называться Центром активного долголетия, но его предназначение от этого ничуть не изменилось.

Миссия центра направлена на «продление физического и психического здоровья граждан пенсионного возраста, их вовлечение в активную культурную, творческую и общественную жизнь за счет предоставления соцуслуг на бюджетной основе». Там оказывают услуги в полустационарной форме, поддерживают одиноких пожилых людей, утративших возможность самостоятельно себя обслуживать, с пребыванием в центре до восьми часов в день. Центр работает в две смены: с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00. Ежедневно в четырех отделениях центра бесплатно получают услуги около 815 человек, всего же за нынешний год центр посетили 7 195 пенсионеров.

В чем же заключаются эти услуги? Их разнообразие впечатляет. Всего 36 видов и направлений: медицинское обследование, утренняя гимнастика, фитобар, физиотерапия, психологическая поддержка, тренажерный зал, массаж, изобразительное искусство, керамика, лечебная физкультура, хореография, трудотерапия, библиотека, музыкальные занятия, компьютерная грамотность, изучение иностранных языков, соляная шахта, юридическая консультация, программы по здоровому питанию, методы эстетического омоложения. А также йога, бассейн, бильярд, настольный теннис, шахматы, шашки, стрельба из лука.

Кроме того, там можно заниматься драматическим искусством, принимать участие в экскурсиях по культурно-историческим местам и дендропарку, посещать кинозал и петь в караоке. Здесь каждый может что-то выбрать по душе и вкусу, узнать что-то новое, а главное, не чувствовать себя вдалеке от кипения жизни, которая и на пенсионном отдыхе продолжает бить ключом.

Возраст мудрости и ранимости

И все-таки, несмотря на оптимизм, правде надо смотреть в глаза. С возрастом мы лучше не становимся. Не будем брать самое страшное, например, болезни с красивыми названиями Паркинсона и Альцгеймера. И о пресловутой деменции сейчас все чаще говорят и пишут. Не надо впадать в крайности – и со здоровыми хлопот хватает.

Психологи выделяют несколько существенно заметных проблем, которые можно назвать возрастными. Их надо учитывать, с ними надо считаться. Их надо знать родным и близким, чтобы молодость и старость не вступали в такой непримиримый антагонизм, что совместная жизнь порой становится невмоготу…

Понятно, что с годами присущие человеку черты характера постепенно усиливаются, иногда принимая гипертрофированные формы. Возникают различные фобии, опасения, подозрительность. Любые изменения в жизни пугают, заставляют нервничать, даже паниковать. Бывает, что подозрительность легко сочетается с излишней доверчивостью. Таких проще всего обмануть, втереться к ним в доверие. Таким людям довольно просто попасть в коварные руки мошенников.

Вас начинает раздражать, что у родного человека испортился характер? Он стал ворчливым и бранчливым? Ему ничего не нравится: ни приготовленная еда, ни современная музыка, ни носимая внуками одежда. А психологи вам объясняют, что ваш дедушка (или бабушка) ведут себя так не из вредности. Здесь наслаиваются как минимум три проблемы, которые можно условно разбить на три категории: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические связаны с ухудшением здоровья пожилого человека: зрение уже не то, трудно подниматься по лестнице, тяжело сгибаться, мучает высокое давление, барахлит сердце. С возрастом большинство заболеваний становится хроническими, человек с каждым годом теряет свою физическую активность, чувствует постоянный дискомфорт. То, что раньше легко давалось, становится не по силам. Так откуда взяться постоянному благодушию и радостному настроению каждый день?

Гнетут и социальные проблемы. К ним можно отнести снижение доходов и уровня жизни, что ставит пенсионера в некую зависимость от близких работающих родственников. К тому же, они уже не так востребованы обществом и людьми, их социальная активность резко снижается, они начинают себя чувствовать лишними и ненужными. Становятся, по Ильфу и Петрову, «чужими на этом празднике жизни»!..

Не добавляют радости и психологические проблемы. Все чаще человека одолевает чувство одиночества. Даже если вокруг полно людей. Один за другим уходят в вечность друзья и сверстники. Не с кем поговорить по душам и вспомнить прошлое: дети и внуки постоянно заняты. Можно, конечно, ходить на какие-то занятия по интересам, но просто тяжело физически, а чаще всего и морально: один не пойдешь, а компаньонов не находится. Человек остается один наедине с собой…

Периодически накатывает неуверенность в себе. Старики все пристальнее прислушиваются к своему хроническому нездоровью, боятся лишний раз напомнить о себе и попросить помощи. Или, наоборот, начинают быть капризными и мнительными, находят у себя болезни, каких в помине нет. Если рядом никто не протянет руку поддержки, то такое состояние может легко скатиться в глубокую депрессию с потерей хоть какого-то интереса к жизни.

Старики совершенно становятся равнодушными к своей внешности, а то и вовсе перестают ухаживать за собой. Они могут часами сидеть, уткнувшись в телевизор, а на ваши вопросы отвечать отрешенным непонимающим взглядом. Они полностью замыкаются в себе, хотя иногда впадают в необоснованную агрессию…

Есть ли против этого какие-нибудь психологические антидоты? Специалисты дают в общем-то простые и понятные рецепты. Наши старики нуждаются в понимании, сочувствии и поддержке. В критические моменты не нужно оставлять их одних, необходимо дать им понять, что они нужны семье и само их существование согревает теплом вашу жизнь. Наберитесь терпения: выслушайте их пространные воспоминания, тем более что вам уже никто не расскажет о вашем детстве и взрослении. Звоните и пишите им почаще, даже без повода. Потом не придется корить себя за упущенную возможность сделать счастливыми тех, кто любил вас больше собственной жизни, и больше никто так не будет любить.

Елена Летягина