Товары с двойной ценой не редкость, а, скорее, привычное явление в большинстве городских супермаркетов. В редакцию РАБАТа обратилась Елена Магомадова. О том, насколько может вырасти цена продукта, пока вы его несете от прилавка к кассе и что делать в таких случаях, в нашей статье.
А ЦЕНЫ-ТО РАСТУТ…
Эта история произошла в одном из старейших шымкентских супермаркетов. Елена Магомадова не раз делала покупки в этом магазине и не раз, подходя к кассе, с удивлением обнаруживала – цена товара не соответствует заявленной на ценнике торгового зала. На кассе разница может составлять от нескольких тенге до нескольких сотен.
«Администрация магазина по-разному реагирует, когда я начинаю выяснять, почему такая разница. Но чаще всего можно услышать такой ответ: «Товара за день поступает много, и продавцы просто не успевают менять ценники». И до каких пор нас будут дурить?! Я считаю, это чистой воды надувательство», – говорит Елена.
Женщина решила – дальше разговорами обходиться не стоит. Она вооружилась камерой сотового телефона и зафиксировала и ценники, и свое общение с кассиром магазина, и с администрацией торгового зала.
«Я несколько раз оказывалась в ситуации, когда на ценнике указана одна стоимость, а на кассе другая. Зачем тогда вообще указывать цену товара на ценнике? Я считаю, что такая система нарушает мои права как потребителя на покупку товаров по цене, объявленной продавцом (на прилавках и на товаре). Потому что покупатель ИМЕЕТ ПРАВО приобрести товар по той цене, которая на нем написана. Проще говоря, продавец ОБЯЗАН передать товар на тех условиях, которые указаны на ценнике. Кроме того, здесь есть нарушение прав потребителей на получение достоверной информации о цене и стоимости товара», – говорит Елена Магомадова.
Путаница с ценами – самый распространенный способ обмана в крупных супермаркетах. Ценники часто расположены так, что покупателю сложно понять, какой из них к какому именно товару
относится. И только подойдя к кассе, потребитель обнаруживает, что товар стоит гораздо дороже, чем указано на ценнике. Например, на полке указана цена 170 тенге за пакет молока, а на кассе пробивают 190. По закону продавец обязан продать товар по той цене, которая обозначена на ценнике, даже если она ниже цены товара в кассе.
«Покупатели часто не замечают подвоха, особенно если у них полная тележка продуктов на крупную сумму. Во многих случаях путаница в ценниках связана и с маркетинговой политикой самого магазина. Отговорки продавцов: «Товаров много, вот и не успели ценник поменять», – незаконны», – заявляет Светлана Колтышева, представитель общества по защите прав потребителей.
СПРАВКА РАБАТа
Общество защиты прав потребителей – 27-40-29. Светлана Колтышева
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ
Не все покупатели знают, что иногда они оплачивают так покупки… кассира. Не зря касса в любом супермаркете считается самым «хлебным» местом. Схема проста, как все гениальное. «Пробив» несколько мелких товаров на кассе, продавец может незаметно сбросить один-два из них к себе вниз. Десяток таких «хитростей» в день, и кассир идет домой с сумкой продуктов, оплаченных посетителями.
Гуля долгое время работала продавцом-консультантом в одном из городских супермаркетов. Отправляясь за покупками в магазин, она точно знает, на что обратить внимание.
«Продавцы и кассиры по-разному относятся к разным категориям граждан. Например, если видят маму с одним, а лучше – с несколькими детьми, то могут воспользоваться невнимательностью родительницы и приписать ей несколько лишних тенге, – говорит Гуля. – Все просто: кассир пробивает бутылку молока и умножает ее сразу на два. Молодые мамочки зачастую не проверяют чек, а концентрируют внимание на детях, которые норовят ухватить с полки конфету или игрушку. В обеденное время, когда может нахлынуть толпа спешащих на работу покупателей и все они приобретают очень мало, «срабатывает» еще один способ обмана. К покупке приплюсовывается стоимость товаров человека, который стоял в очереди перед вами. Кассир выводит на кассе сумму покупок предыдущего клиента, человек расплачивается и уходит, не дождавшись чека, а кассир сумму не сбрасывает, а приплюсовывает к товарам следующего покупателя. А вечером молодых мужчин обмануть еще проще, особенно, если они берут продукты питания. Например, на водке или пиве сильно не обсчитаешь, а провести два раза гречку или шоколадку не составляет труда. Они спешат быстрее рассчитаться и уйти, а чек выбрасывают, даже не заглядывая туда».
Единственная нелюбимая продавцами и кассирами категория покупателей, по словам Гули, – пенсионеры. «Они внимательно считают каждую копейку и, если увидят, что их пытаются «обобрать», устроят скандал на весь супермаркет. После такого даже можно лишиться работы, несмотря на то, что администраторы знают обо всем», – рассказывает Гуля.
Те, кто работал в больших торговых сетях и видел обман в супермаркетах своими глазами, уже вряд ли соблазнятся на акции, которые регулярно проводят торговые сети.
«Мы уже наверняка знали, если яблоки уже солидно подвяли или у кур закончился срок годности – скоро стартует акция и по дешевке их просто сметут с полок, – объясняет Гуля. – Курятину разделают на части, тщательно промоют и упакуют в целлофан – запаха не будет слышно несколько дней. Или вариант получше – сделают гриль и продадут еще дороже».
Еще один способ обмана на кассе, успешно применяемый в городских супермаркетах: не пробивается товар, кассир не проносит штрих-код товара над сканером, а только лишь имитирует это действие. Эту схему (или ее варианты) знают все кассиры, но пользуются ею все по-своему. Сканер как бы не срабатывает, и кассир вводит код товара вручную. Где гарантия, что кассир случайно не ошибется и не введет код более дорогого товара, чем на самом деле. Например, вместо кода шоколадки за 50 тенге, вам могут пробить код шоколадных конфет за 500 тенге.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Знание способов, при помощи которых нас лишают кровных, не дает гарантии, что вы не станете жертвой обмана в супермаркете, но существенно снижает эту вероятность. Что делать, если вы заметили, что вас пытаются обмануть на кассе супермаркета?
Кассир обманет невнимательного покупателя: он видит, что во время «пробивки» товара на кассе покупатель не смотрит на экран, не сверяет чек с покупками или вообще не берет чек.
Если вы заподозрили, что вас хотят обмануть в супермаркете, не молчите, а скажите об этом сразу, пусть пересчитают товар или пригласят администратора. Кассир боится скандала, если дело дойдет до руководства, то это грозит штрафными санкциями и даже, возможно, увольнением.
В крупных магазинах почти всегда установлены камеры видеонаблюдения. Все, что происходит в торговых залах, записывается, поэтому, обратившись с жалобой к руководству супермаркета, можно доказать свою правоту.
Выкладывая покупки на ленту транспортера на кассе, первыми кладите менее дорогие покупки. Однородные товары (например, пакетики с крупами, чай, упаковки хозяйственных товаров) кладите рядом, чтобы в чеке они фигурировали группами – так легче проверить.
Сделав покупки и расплатившись, не торопитесь отходить от кассы. Перечитайте чек, просмотрите все товарные позиции, пересчитайте сдачу. Не поленитесь проверить соответствие товаров информации в чеке.
Если товар был выбит несколько раз или по иной цене, нежели указано на ценнике, пригласите администратора зала. Если магазин заботится о своей репутации, проблема в большинстве случаев будет решена, а недобросовестный кассир долго не задержится на своем рабочем месте.
Если конфликт уладить не удалось, можно обратиться в общество по защите прав потребителей.
Обманутый покупатель может даже обратиться с заявлением в полицию. За обман потребителей юридическому лицу грозит штраф. Предусмотрены штрафные санкции и в отношении владельца магазина. Правда, сам факт обмана придется еще доказать. Для этого нужны хотя бы несколько свидетелей, которые стояли у кассы и видели, как покупателю не отдали сдачу, обсчитали на кассе, пробили «лишние» товары, приплюсовали стоимость предыдущей покупки и т.п.
И последнее. Помните: по закону о правах потребителей покупатель имеет право приобретать товар по той цене, которая указана в ценнике. Если вам говорят, что забыли поменять ценник, то это их проблема. Если вы обнаружили такое несоответствие и уже рассчитались, то всегда имеете право требовать возвращения разницы. Вас вовремя не предупредили о том, что цена поменялась, а это значит, супермаркет не предоставил достоверную информацию.
Саида ТУРСУМЕТОВА