ЭТнО Модно. Этнические мотивы в изделиях шымкентского мастера

527
Этномода
Этномода
Этномода

Редакционное задание странички к Наурызу было, будем так говорить, несколько расплывчатым. Что-то вроде «пойди туда, не знаю куда». Редактору захотелось что-нибудь о национальных мотивах в современной одежде. Причем «не такой, как на подиумах (этого добра полно), а так, чтобы надел – и в люди»…

Отправляемся с Тимуром, редакционным фотографом, на поиски. По дороге перебрасываемся осуждающими фразами, вроде: «…Отправили… как будто горожане все как один только и ходят по улицам в чапанах, жилетах и саукеле!». Действительно, не ходят. Но пути-дорожки в конце концов привели нас в мастерскую Гульназ Исабековой. И тут мы поняли, что тему «сделаем».

Оригинальные пальто, кардиганы, жилеты. Всевозможные шляпы, украшения, аксессуары. Модели будто с витрин бутиков знаменитых кутюрье, и все же в них есть что-то очень родное. И это родное отличает их от подиумной одежды. Орнаменты. Они украшают каждую вещь, но не превращают ее в национальную одежду, а лишь слегка подчеркивают ее принадлежность народному стилю. Это как на картине художника – несколько нужных мазков превращают спокойную водную гладь в искрящийся поток. И как хочется в этот поток окунуться, почувствовать прохладу воды, увидеть у себя на руках прозрачные капли с солнечными переливами. Так и эту одежду хочется надеть сразу, почувствовать, как обрушивается на тебя наш теплый южный дождь, весенняя прохлада с ароматом тюльпанов и смятых, как будто спросонья, маков. От такой одежды веет шумом камыша, гомоном птиц, свистом камчи, нежной кислинкой кумыса и россыпью мытого риса…

«Этноодежда – это модно во всем мире, – подмечая нашу реакцию, отмечает Гульназ. – Но почему мы, живя в Казахстане, должны носить вещи с африканской символикой или бразильским рисунком, когда своего полно? В украшении одежды можно использовать не только классический орнамент, хотя и он великолепно смотрится на некоторых вещах. Тут важны мелочи – палитра цвета, материал. А в работе со старинными рисунками вообще такой полет фантазии может случиться! Тем более что в отличие от европейцев, в общей массе своей серых, незаметных, мы очень яркие, блестящие и не стесняемся этого. Так почему бы не выразить эту яркость, эту неповторимость в национальном стиле, собственном, ни у кого не заимствованном?»

Этномода – это ведь действительно не просто так, это настоящая философия отношений традиционной и современной одежды. Выражение гармонии природы и человека. В конце концов, этническая одежда – это статус, дающий право для гордости. Абсолютное большинство моделей в этническом стиле эксклюзивны, выполнены в единственном экземпляре.
… Девушки-консультанты и обычные покупательницы с удовольствием выступают в роли моделей, камера фотографа щелкает, не переставая, а мы с Гульназ обсуждаем особенности этнической моды. «В последнее время я все чаще замечаю на улицах людей, надевающих этноодежду, и это очень радует, – рассказывает дизайнер. – Это такое «предметное» ощущение своих корней. Еще недавно этника была уделом модельеров от кутюр, подчеркнуто декоративной. Народный костюм доводился до абсолюта и для «повседневки» был совершенно не пригоден. Разве что на крупных мероприятиях самые смелые могли позволить себе такое надеть. Сейчас все изменилось, и этномода плавно переходит на положение прет-а-порте…»

А наш фотограф переходит к аксессуарам, и в глубине помещения слышен его недовольный возглас. «Совсем не нравится?» – интересуется молодежным мнением Гульназ. «Разве это может не нравиться? – удивляется Тимур. – Мне это все позарез нужно! И портмоне, и чехол для телефона! Буквально вчера я купил сумку для ноутбука – обычную китайскую, если бы я знал, что можно такую вот этносумку за те же деньги купить!..» В общем, фотограф весь в расстройстве, что, впрочем, не мешает ему работать без остановки. Но теперь я знаю, что дарить друзьям, – улыбается Тимур, – красиво, стильно, а главное, полный эксклюзив!»

Большой плюс этномоды – использование традиционных натуральных материалов: шерсть, лен, хлопок, шелк, войлок, кожа, хотя они порой и «сопротивляются» остросовременным способам кроя и драпировки. С другой стороны, простое использование фактуры не превращает вещь в объект этномоды. Проще говоря, недостаточно просто сшить камзол из «сырого» войлока – на время «придумывания» вещи нужно стать историком, фольклористом и фантастом одновременно. И любить необыкновенно свою культуру. И тогда твое модное произведение обязательно кто-то оценит и заберет с собой.

С этномодой разбиралась Елена БОЯРШИНОВА, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА.

Реклама