Что, казалось, может быть нового и интересного в традиционной ежегодной регате по Арыси? Да, конечно, весенняя и полноводная Арысь, горазда подбрасывать сюрпризы, но все же.. Осознаешь, что если без паники и «понтов» сплавляться не на лодке или байдарке, а на катамаране, то до конечной точки сплава дойдешь. Возможно, не первым, пусть последним, опоздав на построение, и нарвавшись на «добрые» слова товарищей — соперников, ждущих на берегу, но все равно дойдешь. Можно намокнуть с ног до головы, можно слететь с кормы, будучи снятым веткой, словно корова языком слижет, можно пробить гондолу катамарана и утопить вещи, но «раненый» корабль дотянет до берега и тебя вытянет. Но не взирая на все вышеперечисленное привычное, стоит лишь только объявить о дне и месте старта, как потянутся к заветному началу сплава внедорожники, «газели» и легковые, скребущие днищами по асфальту дороги, груженные «под завязку» сплавщиками, рюкзаками, лодками, катамаранами, веслами и провизией. Ведь сплав — это не только и не столько соревнование — это общение людей — единомышленников.
У каждого «в миру» своя работа и своя жизнь, но этой встречи друг с другом люди ждут целый год и рады ей безмерно. Это иная ипостась гор, путешествий, походов и раскопок, рыбалок и ночных посиделок у костра. Ипостась, столь же заманчивая, сколь и закрытая для чужаков. Не новичков, а тех, кому более интересен диван, мирное урчание супруга под боком и телевизор, с его бесконечной сериальной жвачкой.
Привычный берег Арыси у моста поселка Карабулак расцвечен разноцветными катамаранами, палатками, машинами. Вокруг них неспешно прохаживаются колоритные мужчины с заметным грузом времени и пива впереди и совсем юные —те, кому чуть за двадцатку. То и дело звучат колкие замечания в отношении поворотливости старших. Еще бы, им приходится наравне с молодежью собирать катамараны и накачивать гондолы, и здесь надо забыть про печень, обалдевшую от давно забытой прыти и подающую тревожные сигналы: «Ей, дядя, ты че делаешь! На фиг тебе это надо?» Тут же на берегу раскладные столики, а на них нехитрая снедь и то, чем ее запить. Все собрано руками милых женщин, которые отправляют своих благоверных на «мокрое» дело — в плаванье.
Построение. Выясняется, что в этом году на старт вышли 11 катамаранов. Но не только увеличилось количество, расширилась и география участников. Южный Казахстан, Россия и представители Узбекистана решили попробовать свои силы на весенней и многоводной реке. Год от года сплавщиков только прибавляется. На построении кого только нет: и мужественные представители сильной половины в одеянии викингов, и немного испуганная часть слабой половины человечества, но от этого настроенная не менее решительно.
Оксана Сивцова, корреспондент «Южанки» в первый раз идет по реке: «Настроение опасненькое, я с водой не совсем на ты, но дай Бог сегодня подружусь… И погребу веслом, и покричу, и покомандую, и накормлю свою команду, все выполню, на все сто процентов».
Заметно было, что сквозь оптимизм пробивается волнение, но все же страх преодолевается. «Впечатления от сплава классные. Опасения, конечно, есть, хоть малый опыт и присутствует. Но весенний сплав у меня впервые. Надеюсь, что мы до финиша дойдем», — еще одна участница регаты Елена Володина уже сплавлялась на кате и потому считает себя опытным морским волком. Ну или волчицей. «Самое главное — атмосфера соревновательная. Люди ждут этого старта. Многие только на реке и встречаются. Уже ради этого стоит эти сплавы проводить», — к восторженному обмену мнениями присоединился один из организаторов регаты Кенес Исмаилов.
Быстрый старт и вот катамараны уже идут по большой воде. Арысь, как и положено южной реке, постоянно подбрасывает сюрпризы в виде коряг, расчесок, так называются низко склоненные деревья, и хитрого течения. Иной раз даже опытные сплавщики умудряются «врюхаться» в водоворот и затем лопатить веслами, теряя драгоценное время. Уже первые километры регаты выявляют недостатки в нашем снаряжении. С таким старанием и любовью сделанные нашим умельцем Андреем Ващенко весла, как спички стали ломаться под давлением воды и нашим напором. Одно весло, через пару минут треск и у второго весла выявляются серьезные конструктивные недостатки и, как следствие, еще один член команды без спортивного снаряда. Несколько минут и лопасти третьего весла, повисшие на «честном» слове, делают для нашего катамарана определение «спортивный» излишним. Поломка весел заставила в спешном порядке причалить. Мимо нас весело проходит «четверка» с женщиной на борту. Мужская часть команды весело орет, что если для других команд женщина на борту к несчастью, то у них наоборот — женщина к счастью. И теперь катамаран бодро обходит уже вторых участников соревнований. Идейный вдохновитель гонки, и параллельно один из членов команды «Моня» (по имени катамарана) Алексей Гончаров, даже выругался с досады: «У нас извечные проблемы — хорошее снаряжение не купишь, вот самодельные весла рассыпались в руках. Но надеюсь, Андрей их сделает». Справедливости ради надо сказать, что полностью деревянные весла, сделанные все тем же Андреем, но не устраивающие команду из-за своего веса и вида, честно отходили несколько сезонов. А тем временем мастеровой Ващенко, наложил на весла шины и примотал их веревками. И хоть речь теперь уже не шла о спортивных достижениях, но добраться до стоянки было можно. «Конечно, жаль, что не смогли принять участие в борьбе за призовое место. Хотя мы в этом году очень сильно рассчитывали на это, но что поделаешь», — Кенес Исмаилов, еще один участник незадачливой команды «Моня», был искренне расстроен. Три-четыре часа сплава и промежуточный финиш. На берегу слегка подмокший московский гость Александр Чумаков. Участник регаты делился впечатлениями: «Это нечто. Всем советую пройти. Отдых экстремальный. А так все прекрасно. Я сколько лет прожил, но первый раз прошел. Не думаешь, что она такая коварная река и большая. Думалось, ну Арысь, подумаешь. А оказалось, что Арысь быстро заставит ее уважать. И серьезно относиться к сплаву». «Если расслабишься, Арысь ошибок не прощает. Веслами работать надо от старта и до финиша. Мы уже это точно знаем. И сносило, сами стали и подраные ветками, и оцарапанные. Мы уже попрощались с жизнью. И даже тонуть пытались»,- к разговору весело присоединился алмаатинец Ринат Хайруллин. И алмаатинец Ринат и москвич Александр бывшие шымкентцы, и потому каждый из них об Арыси помнит с детства. Но с этой стороны реку не знали.
Первый день гонки позади и теперь только отдых. Хождения через поляну друг к другу в гости, от палатки к палатке к гостеприимным хозяевам и вкусностям. Над стоянкой легкий дымок от костров и соблазнительный запах плова, каких-то невероятных кулинарных изысков, от которых отказаться даже с набитым, словно барабан животом, невозможно. А у костров задушевные разговоры и, конечно же, песни под гитару:
«Червяков опять забыли, мы их вечно забываем,
Да и удочки бывало на рыбалку не берем,
а природа так и шепчет, словно в рюмки наливает,
и беды не предвещает этот славный водоем».
Песни Николая я услышал впервые и не смог четверть часа выключить видеокамеру. Так и сидел с открытым ртом и включенной на запись камерой, пока бард не промочил горло в перерыв.
На утро очередной старт. Пара – тройка часов на реке и вот уже финиш у моста Тамерлановки. Награждение. Неожиданностей не было, но особенности у гонки все же были. В отличие от прошлых регат победителей и призеров двухдневного сплава разделяли полторы минуты.Если так и дальше пойдет, то вскоре придется прибегать к фото или электронному финишу. А победителем этого года стала команда «Адмирал», под предводительством Степана Ногая, одного из старейших и опытнейших сплавщиков. Действительно, Адмирала. Победители, призеры и участники получили грамоты и призы от управления туризма и спорта ЮКО, а кто не взошел на пьедестал — надежду на будущие победы.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=t_ariKGymjI[/youtube]