В Казыгуртском районе Южно-Казахстанской области установлен памятник жертвам голода 30-х годов. Об этом сообщает Казинформ.
Памятник установлен на месте так и недостроенной железной дороги, строительство которой началось в апреле 1931 года. Эта ветка должна была соединить Шымкент и Ташкент.
«Местность здесь холмистая, поэтому люди копали сквозь холмы основания для трассы. Эти многокилометровые рвы видны до сих пор. Работа началась сразу на 16 участках, где трудились более 14 тысяч человек», — рассказывает инициатор создания мемориала историк Момбек Абдакимулы. — К этому моменту голодом была охвачена вся территория Казахстана. Несмотря на тяжелую работу, люди стремились попасть на стройку, чтобы получать постоянный кусок хлеба. Шли из Жамбылской, Кызылординской области, даже из Приаралья шли люди пешком. Но попасть на стройку было не просто. Те, кто устроился на работу, спаслись. А те, кто не смогли — гибли от голода. Здесь, где сейчас аул стоит, земля была усеяна телами. Это не легенды, это люди еще помнят».
Историк приводит страшные цифры. По данным переписи населения 1927 года, в Сырдарьинском округе, куда входили современные Южно-Казахстанская и Жамбылская области, было около 1 млн. жителей. К 1934 году численность жителей сократилась до 400 тыс. человек. Кто-то ушел в поисках лучшей доли. Причины и последствия того страшного голода еще до конца не изучены. Однако некоторые факты очевидны, утверждает ученый. Насильственная коллективизация, стремление в одночасье сделать кочевников оседлыми жителями нарушили многовековой уклад кочевого скотоводства.
«По той же переписи, на 1927 год в Сырдарьинском округе было 6 млн. 835 тыс. голов скота — лошадей, коров, овец. В 1934 году осталось 1 млн. 200 тыс. голов. Куда делся этот скот?» — задает вопрос М. Адакимулы.
Экспроприация скота особенно ударила по тем регионам, где животноводство было основным источником пропитания — Сузакский район, регион Бетпакдалы.
«Весь скот у людей отняли. Насекомых ели, чтобы не умереть. И все шли сюда, потому что в нашем регионе было и земледелие. Но и зерно тоже отбирали силой. Люди, чтобы хоть немного еды детям сохранить, копали в юрте яму, прятали мешок с зерном и сверху укладывали больного старика. Его солдаты не трогали», — вспоминает рассказы старожилов писатель Захардин Кыстаубаев.
Памятник жертвам голода выполнен в виде участка железнодорожного полотна. На самом деле дорогу так и не построили. Причины неизвестны, но через полтора года работы были остановлены. Однако, за это время, работая и получая здесь паек, тысячи людей спаслись от голода, но и тысячи погибли.