РАЙХОНА ВЕРНЕТСЯ К МАМЕ
Больше полугода двухлетняя Райхона прожила без мамы. Бабушка девочки решила, что «в услугах» родной матери ребенок не нуждается, и переоформила его на свое имя.
РАБАТ писал об этой истории в №30 от 25 июля 2012 года в материале «Цена ребенка… 700 тенге». Согласно нотариально заверенному заявлению, которое мама Райхоны подписала не читая, надеясь на порядочность супруга, их совместная дочь «перешла» к матери мужа. Молодая женщина и не подозревала, что больше не мать своей девочке, пока ее саму не выгнали из мужниного дома…
Женщина обратилась к правозащитникам. В процессе разбирательств выяснилось, что все необходимые формальности были проведены без участия мамы, а о решении суда ее даже в известность не поставили. Представители районного отдела опеки, юстиции, юристы бабушки Райхоны в один голос утверждали, что после заявления у нотариуса присутствия «бывшей мамы» не требуется. Юристам ничего не оставалось, как обратиться за поддержкой в РАБАТ.
«После публикации материала вся судебная система сразу заработала вспять, – рассказал Хамзахан Абдурасулов, адвокат мамы маленькой Райхоны. – До выхода статьи было такое ощущение, что мы стучимся в закрытые двери. Но все изменилось в один день: в срочном порядке нотариус аннулировал заявление с подписью, прошел повторный суд в связи «…с вновь открывшимися обстоятельствами…». Райхона опять стала дочерью своей мамы. Сегодня документы на девочку находятся в управлении юстиции, по решению суда ей возвращают имя и фамилию. Мама ждет не дождется, когда сможет опять увидеть малышку. Дело остается за судебными исполнителями – истребовать ребенка. Не думаю, что это будет сложно – согласно решению суда ребенок должен жить с мамой, тем более что отказ отца не аннулирован, видимо, папа решил на дочь не претендовать…»
Воспитание в сельских семьях внуков-первенцев бабушками и дедушками в порядке вещей. Но только в случае добровольного решения родителей. Хотя, как показывает практика, согласия мамы спрашивают не всегда. Хамзахан Абдурасулов говорит, что случай с Райхоной можно смело назвать прецедентом. Но мамы могут и должны бороться за своих детей.
Елена БОЯРШИНОВА
Шымкент, РАБАТ №37 от 12.09.2012 г.