Жилищный вопрос для многих шымкентцев остается одним из самых животрепещущих и наболевших. Купить собственное жилье не каждому под силу. Здесь вся надежда на действующее законодательство, которое предусматривает случаи получения жилья в аренду по договору социального найма или покупку по программе жилстройсбережений.
Главный критерий для получения социального или арендного жилья – финансовая несостоятельность. В ЖК РК эта категория граждан политкорректно именуется малоимущими. Но сам факт своей принадлежности к этой малопочетной категории еще придется доказывать. С бумагами на руках. Напомним, что определяется эта категория, исходя из доходов и собственности, которой владеют все члены семьи.
Программой жилстройсбережений до недавнего времени могли воспользоваться лишь госслужащие и молодые семьи. С января 2013 года ипотека от «Жилстройсбербанка» будет предоставляться на новых условиях и всем желающим.
SOS!
Но не всегда заветная жилплощадь – радость. История, в которой оказались жители дома №213 микрорайона «Нурсат», к сожалению, еще раз доказывает – не все дома в этом славном микрорайоне отличаются должным качеством.
«С жителей десятиэтажки в микрорайона «Нурсат» не берут оплату за электричество! – так начинается письмо, которое пришло в редакцию РАБАТа по электронной почте. – Уважаемая редакция! Может, вы поможете разобраться в нашем вопросе. Мы, жители нового десятиэтажного дома №213 микрорайона «Нурсат», никак не можем разрешить беспредел, который творится с самого начала нашего заселения в этот дом. Уже третий месяц мы не числимся ни на чьем балансе по электричеству и по теплу. Энергосбыт Енбекшинского района винит во всем подрядчика этого дома, обвиняя его в долгах по свету и отсутствии соответствующих документов. Жители не могут открыть лицевые счета, чтобы оплачивать электричество. И при этом сумма из месяца в месяц растет, и оплачивать сразу потом будет тяжеловато.
Скоро уже зима. Отопление опять под большим вопросом. В теплоснабжающей организации нам сказали, что наш дом не зарегистрирован, так как нет первичных техдокументов. Три месяца уже звоним, пишем в различные инстанции. Госпожа Танибергенова из управления строительства, а также Баглан из того же управления, курирующий «Нурсат», каждый раз успокаивают, что разберутся, а в итоге все остается как было. Неужели не могут призвать к ответу этого нерадивого подрядчика? Где же городские службы, которые должны контролировать выполнение работы выигравших тендер и профинансированных из госбюджета?! Как же принимала КОМИССИЯ этот дом с такими неполадками, долгами?! Про лифт мы уже молчим, хотя такое ощущение, что его ради красоты и соорудили. Как стоял без движения, так и стоит. Конечно, кто столько лет ждет по очереди квартиру и наконец ее получает, такие недоработки от радости, что приобрел квартиру, не замечает. Видимо, проектировщики на это и рассчитывали…
С уважением, жители дома № 213 микрорайона «Нурсат».
ВОЗ НЕДОДЕЛОК
Как выяснилось, это далеко не все проблемы, с которыми жители злополучного дома сталкиваются каждый день. Выйти на балкон в новом доме № 213 в микрорайоне «Нурсат» крайне сложно. Дверь приходится приподнимать. Еще сложнее в квартире закрыть окна. Ходить по кафельным скользким ступеньками лестниц десятиэтажки вообще опасно (а лифт, как вы помните, не работает). Дом построили два года назад. С тех пор ипотечники не только выплачивают кредиты «Жилстройсбербанку», но и тратятся на ремонт своего нового жилья.
Из-за недоделок строителей у 60 семей неразбериха с электричеством. «Мы до сих пор не заключили договор с «Энергопотоком», заявки все подали, собирали все документы с жильцов, сдавали в «Энергопоток», но пришел электрик и сказал, что у нас неправильно оформлены счетчики, это должны решать строители. Из-за этого мы до сих пор не можем подключить лифт. Мы сейчас оплачиваем свой свет как юридическое лицо, то есть это дороже, чем физическое лицо», – рассказала жительница Динара Атемова.
Как пояснили людям в «Энергопотоке», пока подрядчик не оплатит долг за электричество, лицевые счета людям открывать не будут. Но руководитель подрядной компании ТОО «Шугыла» считает все проблемы жильцов не более чем преувеличением.
«За свет мы никому ничего не должны. Недоделки не во всех квартирах. В двух балконные двери покосились, но мы их заменим. А входные двери… ну не я же их выпускал. Там, где есть какие-то проблемы, – заменим. Да и потом, не стоит забывать, что дом сдан в эксплуатацию два года назад. За это время, конечно, могло что-то выйти из строя. Но мы им уже обещали – все исправим. Водопроводные трубы действительно ребята повредили, когда плинтус забивали, но мы все меняем», – заявил руководитель ТОО «Шугыла» Мухтар Шанзаков.
Правда, жители говорят, что представители компании и не пытались устранить свои недоделки. Хотя по договору подрядчик обязан еще в течение года обслуживать этот дом и устранять любые недочеты, которые выявляются в ходе его эксплуатации.
Жители намерены требовать нормальных условий для жизни теперь уже не только у подрядчика. Они решили обратиться в техназдор и отдел строительства, которые принимали дом в эксплуатацию. Но если результатов так и не будет, возмущенные нурсатовцы напишут в администрацию президента и расскажут о том, как в Южном Казахстане реализуется программа доступного жилья.
НЕВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
РАБАТ связался с отделом строительства, цель которого, если верить информации, размещенной на сайте акима города, – реализация государственной политики в сфере строительства объектов социальной значимости (больниц, школ, дошкольных учреждений, жилых домов) и улучшение инженерно-коммуникационной инфраструктуры города, контроль за строительством объектов на территории города и его исполнением.
Как рассказал главный специалист отдела Баглан Куздеубаев, в ближайшие дни все проблемы жителей дома будут решены: «Первая проблема – долг подрядчика – уже решена, он свой долг выплатил полностью. Не сегодня-завтра счетчик этого дома, который сняли на днях для регистрации в «Энергосбыте», принесут и установят. Что касается лифта, то жителям необходимо объединиться и выбрать одного человека, чтобы на его имя открыть лицевой счет. Затем им необходимо обратиться в отдел ЖКХ Шымкента, чтобы заключить договор с ГКП «Шымкент лифт» на его обслуживание. Только после этого лифт в этом доме будет запущен».
Уверен г-н Куздеубаев и в том, что с другими домами, которые возводит подрядчик, подобных проблем не возникнет: «Дело в том, что мы просто не знали обо всех этих проблемах. Но впредь будем обращать внимание на все эти моменты».
Совершенно естественно рождается вопрос: как же дом тогда принимали?
К слову, вскоре ко Дню города планируется вручить ключи от квартир в 10 домах: три дома по линии жилстройсбережений, шесть – очередникам и один дом по соцпрограмме для переселенцев из неперспективных аулов ЮКО. Сейчас специалисты говорят о том, что вопросов по качеству у них не возникает. Думаем, они обязательно появятся, но спустя какое-то время после того, как люди поселятся в квартирах. Такова, увы, печальная традиция домов в микрорайоне «Нурсат».
Для тех читателей, которым только предстоит вселение в один из домов микрорайона «Нурсат», предлагаем простые советы на будущее.
Прежде чем купить квартиру, потребуйте у подрядчика или застройщика копию акта приемки дома в эксплуатацию, копии разрешения от энергоснабжающих организаций (газ, свет, вода, отопление) на подключение к инженерным коммуникациям, копии актов опрессовки. Можете запросить информацию о доме и подрядчике в городском отделе строительства. На ваши вопросы ответят как по телефону, так и в письменном виде.
Справка
Отдел строительства г. Шымкента: ул. Туркестанская, 91. Тел.: 53-27-43, 53-05-51, 53-79-95*.
Автор: Саида ТУРСУМЕТОВА.
* — информация актуальна на дату публикации материала.