Программа модернизации ЖКХ на сегодняшний день является одним из госпроектов, вызывающих в обществе большие споры. Если одни говорят, что это суперпрограмма, которая наконец позволит решить серьезные коммунальные проблемы и значительно обновить жилищный фонд страны, то другие констатируют: госпрограмма – из разряда дел, о которых говорят не иначе как «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Как все начиналось
Мало кто знает, что инициатором реформы в сфере ЖКХ выступила Национальная лига потребителей Казахстана. Обратившись в 2010 году к премьер-министру РК, общественники попросили рассмотреть возможность выдать населению беспроцентные кредиты на решение острых жилищных проблем. В период приватизации казахстанцы получили в собственность дома, которые уже тогда нуждались в ремонте. А сегодня значительная часть из них вообще дышит на ладан. Между тем, в советские времена существовал норматив, согласно которому после 30 лет эксплуатации все государственное жилье подлежало капитальному ремонту.
Зачастую в ветхих домах живут малоимущие граждане, пенсионеры. У них нет средств на капитальный ремонт. Потому и обратились правозащитники в правительство с просьбой помочь людям. Подразумевалось, что государство даст в долг на ремонт, а малоимущие граждане смогут рассчитаться с кредитом за счет получения жилищного пособия. Программу модернизации ЖКХ правительство утвердило 30 апреля 2011 года.
Глава государства дал четкое определение того, какого рода модернизация должна проводиться: «Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должна сопровождаться снижением удельных эксплуатационных затрат и внедрением ресурсосберегающих технологий».
О том, как в домах Шымкента, отремонтированных по госпрограмме, внедряются ресурсосберегающие технологии, мы поговорили с руководителем жилищной инспекции Шымкента Бериком Альзаховым.
— Берик Исабаевич, программа модернизации ЖКХ – реальный шанс привести в порядок дома, которые за несколько десятков лет эксплуатации нуждаются в капитальном ремонте. Коммуникации отслужили все мыслимые сроки, состояние подъездов плачевное. Вопрос ремонта крыш и подвалов и вовсе делит жителей одного дома на два лагеря. Почему, на ваш взгляд, люди воспринимают программу модернизации без энтузиазма. Как получилось, что хорошая идея помочь казахстанцам в ремонте своих домов, превратилась в головную боль?
— Вот тут я с вами не соглашусь. Конечно, у нас есть масса проблем. С теми же коммерческими структурами. Есть масса вопросов к проектировщикам. Согласен, есть непонимание между жителями и подрядчиками, которые делают ремонт в том или ином доме. Но ведь, сами посмотрите, такой ремонт вообще никогда раньше не делался. Сегодня государство выделяет огромные деньги, чтобы люди могли привести в порядок подъезды, крыши и инженерные коммуникации. К сожалению, люди не могут до сих пор понять, что прошло время, когда им кто-то все это делал просто так. Бывают моменты, когда сотрудники акиматов не могут грамотно разъяснить суть программы.
— Глава государства говорил именно о модернизации, которая уже подразумевает использование современных материалов, отход от принципа – мы используем смесь или краску этой марки, потому что знаем ее уже сто лет.
— Абсолютно с вами согласен. Шымкент наряду с двумя другими городами был избран как пилотный проект по реализации программы «Модернизации ЖКХ». Для того, чтобы приступить к ремонту того или иного дома, помимо прочих документов необходимо заключение техобследования дома и заключение о проведенном энергоаудите. С этой целью была проведена тепловизионная съемка 7 домов. Это дома по проспекту Тауке хана, №№ 33 (1, 2, 3 корпуса), 29, 31, 64 и дом № 7 по проспекту Кунаева. В этих домах был определен уровень потери тепла через дверные и оконные проемы, стены, потолки. Тут я хотел бы подчеркнуть, что сама программа имеет и второе название – «Тепломодернизация» и направлена именно на энергосбережение в домах. Мы провели энергоаудит, определили самые уязвимые в плане сохранения тепла точки домов и в соответствии с заключением проведенного энергоаудита разработали проекты по ремонту каждого дома.
— Проведение энергоаудита не гарантирует использование современных строительных материалов…
— Я могу смело сказать, что материалы, которые используются в ремонте каждого дома, не просто современные, они прежде всего качественные и очень дорогостоящие. Так, мы не просто «одеваем» дома в керамогранит: сначала покрываем стены минплитами и только после этого – керамогранитом.
— Государство выделяет большие деньги по программе модернизации, почему привлекаются средства инвесторов? Создается ощущение, что программа – такая очередная бездонная бочка, в которую сколько ни вкладывай, мало.
— На бюджетные средства мы можем отремонтировать крыши, инженерные коммуникации, отремонтировать подъезды, но ремонт фасадов с применением термомодернизации – дорогое удовольствие. А ведь средства от государства выделяются на возвратной основе. Значит, завтра люди должны будут оплатить проведенный в их домах ремонт. Но если мы в эту сумму включим еще и стоимость термомодернизации, то итоговая сумма окажется для жителей неподъемной. Ведь если сейчас люди за проведенный в их домах ремонт будут платить, по нашим расчетам, от 1500 до 5000 тенге, то в случае включения в оплату стоимости работ по тепломодернизации эта сумма вырастет минимум в два раза. В 2011 году полностью за счет спонсоров отремонтирован дом № 64 по проспекту Тауке хана, кроме того, на ремонт 6 домов из бюджета было выделено 343 млн. 750 тыс. тенге, спонсорские средства на ремонт 7 домов составили 341 млн. 253 тыс. тенге.
— Средства выделяют и государство, и предприниматели, а ремонт, начавшийся в 2011 году, затянулся. И жители жалуются на массу недоделок. Почему такое происходит? Неужели подрядчик вместо обещаний устранить все недоделки не может сразу все сделать нормально?
— Здесь не только вина подрядчика. Сейчас бюджетные деньги, выделенные на модернизацию, освоены полностью, но работы не завершены. Даже спонсорских средств не хватает. Поэтому сейчас акиматами города и области проведена большая работа по привлечению инвесторов. В рамках социальной ответственности бизнеса заключен меморандум с «ПетроКазахстан Ойл Продактс» на 150 миллионов тенге. И сейчас уже возобновлены работы по ремонту.
— Если жителей не устраивает то, как ремонтируется дом, или есть вопросы по содержанию домов, к кому они могут обратиться?
— Вообще первый орган, где их должны выслушать, помочь – районный акимат. Если же ничего не получается, тогда к нам – в жилищную инспекцию. Ведь мы не только следим за состоянием жилого фонда, но и осуществляем контроль за выполнением решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, за качеством работ, выполненных по отдельным видам капитального ремонта. А иногда приходится выходить за рамки должностной инструкции и буквально наводить мосты между соседями, чтобы наладить нормальную циркуляцию и отопление в подъезде. Но это уже к модернизации не имеет отношения.
Сектор жилищной инспекции г. Шымкента – 54-08-74*.
*Информация актуальна на дату публикации материала.