Елку в Шымкенте может позволить себе любой горожанин, имеющий мало-мальски свободное место в квартире. Разбег размеров и цен в городских магазинах и на базарах огромен — от 1000 тенге за искусственную до 40000-50000 за живую высоченную лесную красавицу. Хотя настоящая, но маленькая (не более метра) ель в кадке или просто с комом земли на рынках Шымкента стоит всего 5000 тенге.
Преимущества живой елки — это не только ее волшебный аромат, который наполнит дом хвойным запахом веселья, празднично перемешается с мандаринами и воскресит незабываемое ощущение счастливого детства. Такая елка, при условии ее дальнейшей высадки в грунт, будет радовать вас много лет. Увы, подобное счастье доступно только жителям частного сектора, тем, кто имеет собственный клочок земли. Хотя можно и в общем дворе высадить, ухаживать, только не забывать про нее и следить, чтобы некоторые предприимчивые соседи не «стырили»…
Но как бы то ни было, а покупка елки в ближайшие дни станет едва ли не самым главным семейным событием года. Традиция эта достаточно древняя, вернее, нам кажется, что так было всю жизнь. В действительности елка никак не относится к празднованию Нового года, да и символом Рождества она стала только в 15 веке.
Протоиерей Александр, клирик Святоникольского кафедрального собора Шымкента: «В шестом веке апостол Бонифаций, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, чтобы доказать бессилие языческих идолов, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, а маленькая ель так и осталась стоять. Гибкое деревце не сломила мощь дуба. По этой народной легенде елка и стала символом Рождества. Православная церковь, конечно же, отмечает Новый год, этот праздник зовется Новолетием. Но елка все же ставится и украшается к Рождеству…»
В России елка появилась во времена Петра Первого, который привез красивую традицию из Германии. Среди указов Петра, регламентирующих разные стороны жизни российских сословий, был и документ, повелевающий ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых…».
Елку россияне не принимали, всячески царю противились и только к концу девятнадцатого века рождественская ель прочно обосновалась во всех домах.
О рождественских елях легенд сложено немыслимо много, но некоторые из них находят официальное подтверждение. Перемирие во время первой мировой войны вошло в историю и зафиксировано даже на фотографиях. Хотя не было никакого официального сообщения о рождественском перемирии, около 100 тысяч британских и немецких солдат принимали участие в неофициальном прекращении боевых действий по всей длине Западного фронта. Перемирие началось в канун Рождества, когда немецкие войска начали украшать площадь вокруг траншеи. Солдаты обеих сторон получили из дому множество посылок, в которых, кроме теплой одежды, лекарств и писем, были рождественские подарки и даже гирлянды из еловых ветвей. Немцы начали с того, что поставили свечи в своих окопах и на украшенных елках, и продолжили празднование пением рождественских гимнов. Британцы ответили пением своих собственных колядок. По всей линии огня на протяжении нескольких сотен километров не раздалось ни единого выстрела…
Протоиерей Александр: «После Октябрьской революции 1917 года елка была категорически запрещена, ее посчитали символом церковной пропаганды. Вплоть до 1935 года, когда Иосиф Сталин личным распоряжением разрешил вернуть безобидную традицию. И 31 декабря 1935 года елка перестала быть рождественской и стала новогодней, а в Кремлевском дворце прошел первый новогодний праздник. Так что новогодней елке всего семьдесят восьмой год пойдет…»
В Болгарии, Югославии, Греции и Албании новогодние елки появились еще позднее — после второй мировой войны. Примерно в это же время традиция праздновать Новый год с украшенной елью пришла в Иран, Марокко и Турцию.
И все же привычная нам елка далеко не везде герой рождественских праздников. Видимо, просто из-за их отсутствия. Мексиканцы украшают пальмы, китайцы больше привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев, в африканских странах о Рождении Христа благовествуют баобабы.
Конец декабря для всех народов и стран, безусловно, очень волшебный и праздничный: кто-то отмечает Рождество, кто-то – Новый год, а кто-то – День зимнего солнцестояния. За века традиции и обычаи празднования накладывались друг на друга и так переплетались, что сейчас уже нельзя однозначно сказать, чей этот — по национальной принадлежности и вероисповеданию — замечательный зимний праздник. Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние, настоящие или искусственные – это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа!